Бизнес-модели торговых площадок


Содержание
<< Читать " Выгоды и риски участников рынка "
>> Читать "Общие требования к торговым площадкам "

 

Электронные торговые площадки можно разделить на три большие группы - горизонтальные, вертикальные и смешанные торговые площадки. Преимущество горизонтальных площадок состоит в широком ассортименте представленных товаров. Вертикальные (отраслевые) торговые площадки ориентированы на организацию цепочек поставок в пределах одной отрасли или нескольких смежных отраслей. Смешанные торговые площадки сочетают основные моменты организации горизонтальных и вертикальных торговых площадок, как правило, это порталы, специализирующиеся на определенных горизонтальных уровнях отраслевых рынков.

Специализация на определенном виде товаров. Яркими примерами являются площадки, специализирующиеся на торговле энергоресурсами, промышленным и торговым оборудованием, техникой, металлом, лесом, углем и т.д.

По видам транзакций. Торговый процесс может быть представлен несколькими вариантами. Наиболее распространенной является схема, при которой торговая площадка предоставляет возможности для поиска бизнес-партнеров, дальше процесс торговли протекает «one-to-one», причем, обе договаривающиеся стороны используют собственные ресурсы: банковские переводы, электронную почту и т.д. Вторая схема гораздо сложнее и представляет собой электронный вариант товарной биржи, аукциона, на котором устанавливается не только оптимальная для обеих сторон цена, но и объемы партий, сроки поставок, транспортные и логистические схемы. Популярность этого варианта организации торговых площадок в последнее время значительно возросла.

Региональные или страновые и международные торговые площадки. Торговые площадки, ориентированные на определенный регион, все реже встречаются в чистом виде. Это связано с приходом сюда международных компаний и компаний из других регионов. Чаще всего, это поиск бизнес-партнеров по схеме «one-to-one», а также участие в Интернет-аукционах. Международные торговые площадки обладают рядом дополнительных ресурсов, на них можно не только заключать сделки и осуществлять транзакции посредством встроенных платежных систем, но и получать правовую информацию, проконсультироваться об особенностях ведения бизнеса, узнать о корпоративной культуре отдельных регионов.

Одним из критических факторов для успешной и эффективной работы торговой площадки является достижение критической массы покупателей и продавцов. Покупатели не пойдут на сайт, если на нем не представлены продавцы, у которых они хотели бы приобрести товары. Поставщики не станут участниками площадки, не имеющей достаточного потока покупателей. Информационное наполнение сайта - также ключ к успеху для данного электронного рынка: чтобы принять решение о сделке, покупателям необходим определенный объем данных о товарах и ценах. Такое информационное наполнение, как отраслевые новости, консультации экспертов или детализированные товарные спецификации, может обеспечить торговой площадке значительную добавленную стоимость и сделать ее более привлекательной для участников.

Можно выделить несколько критериев, определяющих отрасли, в которых существуют благоприятные возможности для успешной работы торговой площадки. Во-первых, оборот отрасли должен составлять более миллиарда долларов в год. Во-вторых, отрасль должна иметь потребность в развитии электронного рынка, например, при фрагментированности цепочки поставок, когда покупателям и продавцам трудно найти друг друга, и электронная торговая площадка поможет разрешить эту проблему. Посредник может свести их вместе и помочь покупателю сравнить предложения продавцов. В-третьих, быстрое изменение номенклатуры, объемов товарных запасов и цен, а также сложность описания товаров, когда покупателям трудно сравнить их характеристики. Посредник может определенным образом агрегировать всю эту информацию и тем самым облегчить покупателям поиск нужных товаров. Спектр бизнес-моделей в секторе решений для виртуальных торговых площадок достаточно широк, но все они являются той или иной комбинацией комиссии за транзакции, рекламных услуг или подписки.

·     Комиссии за транзакции- первичная статья дохода для многих компаний, особенно для вертикальных операторов. Модели получения доходов от транзакций могут быть организованы самыми разными способами, например, взимание определенного процента или фиксированной суммы с транзакции, обычно на основе заказа на покупку или счет-фактуры. Комиссию с транзакции может платить или продавец, или покупатель.

·     Подписка. Многие поставщики решений для виртуальных торговых площадок предоставляют доступ к имеющейся у них ценной информации через подписку.

·     Рекламаобычно основывается на традиционной модели оплаты за количество показов баннерной рекламы или на спонсорстве. Для некоторых вертикальных торговых площадок, реклама с самого начала составляет немалую часть годового оборота.

Рассмотрим основные организационные модели торговых площадок. Существующие торговые площадки можно разделить на три основные группы сайтов: каталоги, аукционы и биржи.

·     Сайт-каталог, или, как иногда его называют, сайт-агрегатор, представляет собой виртуальный каталог, объединяющий отдельные каталоги множества поставщиков и предлагающий их целевым группам покупателей. Вместо того чтобы просматривать горы отдельных, часто устаревших каталогов поставщика, покупатели могут использовать мощные поисковые возможности Интернет, сравнивая товары сразу по нескольким параметрам, включая цену, даты поставки, гарантии, информацию по обслуживанию и т. д. Таким образом, расширяя торговое пространство продавцам и повышая эффективность доступа покупателей к поставщикам, виртуальные каталоги становятся важной составляющей их бизнес-процессов. Доходы этой категории торговых площадок обычно складываются из комиссии за транзакции и рекламных средств, получаемых от поставщиков.

·     Сайты-аукционы предлагают продавцам место, где они могут распродавать товарные запасы; покупатели же соревнуются друг с другом в назначении цен. Привлекательность аукционов для покупателей состоит в том, что они могут приобрести товары по сниженным ценам; а для продавцов - в том, что у них сокращается время оборота запасов, и они получают доступ к новым рынкам сбыта. Основное отличие аукциона от виртуального каталога состоит в том, что цена не фиксирована, а устанавливается во время торгов. Источники дохода обычно те же, что и для каталогов.

·     Сайты-биржи - это анонимные торговые площадки, позволяющие производителям осуществлять куплю/продажу товаров на спот-рынке (рынке немедленной поставки и платежа). Цена на бирже регулируется спросом и предложением, в результате чего подвержена сильным изменениям. Биржи позволяют компаниям торговать анонимно, что немаловажно, например, в энергетической промышленности, где огласка может повредить конкурентоспособной позиции покупателя и продавца и повлиять на цены. Источниками дохода для бирж главным образом служат комиссии за транзакции и членские взносы участников.

 



<< Читать " Выгоды и риски участников рынка "
>> Читать "Общие требования к торговым площадкам "



Похожие статьи:

4.3 Системы интеллектуального анализа данных. Извлечение знаний из данных. ч.2
25 июня 2012,
Сравните с точки зрения наглядности и объяснимости два способа представления знаний, которые выявил компьютер на основе анализа результатов деятельности интернет-магазина (это еще одно пояснение те ... Читать полностью

Вступление. Электронное учебное пособие
06 мая 2012,
Глухих И.Н. Теория экономических информационных систем: Электронное учебное пособие. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003г. - Рег. ФГУП НТЦ «Информрегистр» 02.10. ... Читать полностью

Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Информационное моделирование при построении ИПС. ч.1
01 июня 2012,
Основным назначением информационно-поисковых экономических систем является информационное обеспечение руководителей и работников предприятий на основе выдачи ответов на их запросы. В общем случае с ... Читать полностью

Тема 5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС. Адаптируемые интегрированные системы для построения КИС предприятий. ч.1
03 июня 2012,
На сегодняшний день на российском рынке имеется не одна сотня программных систем разной степени сложности и с различными возможностями (см. [Петров,2001], www.finsoft.ru, www.interface.ru и друг ... Читать полностью

Тема 5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС. Отечественные программные системы для комплексной автоматизации предприятия. ч.1
03 июня 2012,
В этом пункте рассмотрим некоторые отечественные адаптируемые интегрированные системы, на базе которых возможно построение КИС предприятия. В дополнение к излагаемому материалу рекомендуется посети ... Читать полностью