Основы мобильного маркетинга


Содержание
<< Читать " Мобильная коммерция "
>> Читать "Преимущества и недостатки мобильной коммерции "

 

Мобильная коммерция - это обширная область деятельности, включающая в себя денежные транзакции, производимые с использованием мобильных телефонов. Эти транзакции могут относиться к невещественным покупкам (приложениям и информации), доставляемым на мобильное устройство в цифровом формате, и к вещественным, приобретаемым с помощью мобильного телефона, но доставляемым отдельно.

Значительная часть мобильной коммерции состоит из приобретения цифрового контента, используемого на мобильных телефонах. Люди хотят усовершенствовать свои мобильные устройства при помощи новых мелодий вызова, экранных заставок, загружаемых игр и других приложений. Использование мобильных устройств для покупки цифрового контента и оплаты цифровых сервисов облегчает внедрение механизма оплаты вещественных товаров.

Выступая логическим продолжением электронной коммерции, мобильная коммерция является результатом объединения передовых технологий мобильной связи, Интернета, финансовых услуг и онлайновой торговли. Мобильная коммерция подразделяется на два направления - мобильный банкинг и мобильные платежи. В то время как макроплатежи выступают прерогативой мобильного банкинга, основная сфера применения мобильных платежей – микроплатежи, актуальные в сфере оплаты розничных товаров и услуг.

· Мобильный банкинг подразумевает управление банковским счетом с использованием мобильного телефона в качестве средства идентификации владельца банковского счета. При осуществлении платежных транзакций используются денежные средства, находящиеся на банковском счете. При этом спектр услуг, доступных пользователю, достаточно широк – стандартные банковские операции со счетом, оплата услуг на постоянной основе (ЖКХ, связь, телевидение), разовые платежи за товары и услуги. Самой простой разновидностью услуги мобильного банкинга является оповещение пользователя посредством SMS о текущих операциях с его банковским счетом (состояние счета или кредита, снятие денежных средств со счета, операции по срочным депозитам и т.д.).

·Мобильные платежи подразумевают совершение платежа при помощи мобильного телефона с использованием денежных средств, размещенных на предоплаченной банковской карте. Мобильные платежи осуществляются без использования банковских счетов пользователя и доступны абонентам не имеющим собственного банковского счета. При этом плательщик предварительно переводит денежные средства в так называемый «мобильный кошелек» со своего лицевого счета у мобильного оператора путем совершения операций на своем мобильном телефоне.

·Мобильный контент – разновидность мобильных платежей, при которой мобильный терминал используется не только в качестве удаленного средства идентификация плательщика, но и устройства для приема заказанной услуги. Этот тип мобильной коммерции применяется при продаже рингтонов/мелодий, картинок, Java-игр, интерактивных медиа-проектов (SMS-чаты, SMS-голосования) и т.д.

Электронная коммерция позволила производителям и продавцам прийти непосредственно в дома и офисы клиентов. Следующий логичный шаг - вынести услуги на мобильные терминалы пользователей, в частности на сотовые телефоны. Технологическая основа для подобного продвижения существует - это протоколы WAP и GPRS, позволяющие на мини-дисплее мобильного телефона просматривать специальным образом оформленные Web-страницы и работать в Интернет.

Несмотря на слабое развитие мультимедийных возможностей WAP, он позволяет получать на мобильный телефон в реальном времени биржевые сводки и курсы валют, совершать деловые трансакции, находясь в любой точке мира, что, несомненно, оказывает большое влияние на электронную коммерцию. В частности, эксперты в сфере Интернет-трейдинга отмечают появление на мировых валютных биржах огромного числа мелких участников - частных лиц, совершающих трансакции через Интернет. В развитом информационном обществе участие в торгах на бирже становится доступным любому гражданину, а не только профессионалам.

В настоящее время активно развиваются технологии, способные существенно расширить возможности мобильных устройств. К ним относятся, например, GPS (GlobalPositioningSystem) - определение местонахождения абонента, Bluetooth - радиотехнология передачи данных на небольшие расстояния (в настоящее время - около 10 метров). Технология Bluetooth позволяет беспроводно соединять между собой различные устройства, главное, чтобы оба устройства имели встроенный микрочип Bluetooth.

Многие банки активно используют технологии мобильной коммерции, поскольку новая технология сокращает мошенничество. На ранних стадиях развития рынка мобильных банковских услуг владельцам мобильных устройств предлагались главным образом информационные услуги: проверка баланса счета и совершенных трансакций, доступ к котировкам. В настоящее время уже получили широкое распространение услуги оплаты по счетам и денежные переводы. Одним из перспективных направлений многие аналитики называют мобильные брокерские услуги и мобильное кредитование.

Повысить эффективность и облегчить предпринимательскую деятельность призвана технология, получившая название «мобильный офис» - технология, при которой любой работник офиса, используя мобильное электронное устройство, может полноценно выполнять работу вне офиса. Для этого, как правило, используются мобильный телефон с доступом в Интернет или карманный компьютер.

Рядовые граждане тоже могут получать мобильные услуги, необходимые им в повседневной жизни, например информацию о ценах, курсах валют, извещения об изменениях графика движения транспорта и т. д.

В апреле 2008 года российской сети «Билайн» оператор сотовой связи «ВымпелКом» объявил о запуске услуги «Мобильный платеж. Квартплата». С помощью нового предложения абоненты «Билайн» получают возможность круглосуточно оплатить со счета своего мобильного телефона различные услуги: квартплату, телевидение, электроэнергию, Интернет, междугородную и международную связь и так далее.

Произвести оплату можно непосредственно со счета своего мобильного телефона. Для этого необходимо зайти на сайт kvartplata.beeline.ru, выбрать из каталога интересующую услугу, авторизоваться, получив SMS-сообщение с паролем, указать реквизиты и подтвердить оплату.

В линейке «Билайн» уже есть услуги мобильной коммерции. Так, в декабре 20008 года «ВымпелКом» запустил в Московском регионе сервис «Мобильный платеж. Кино», позволяющий оплачивать билеты в кинотеатры сети «Каро Фильм» Москвы и Московской области.

Кроме того, в линейке оператора есть непосредственно «Мобильный платеж» и «Мобильный платеж. Интернет». Услуга «Мобильный платеж» появилась в московской сети «Билайн» в 2006 году. В ее рамках абонентам предлагается зарегистрировать свою банковскую карту в офисе «Билайн» или через банкомат банка - партнера услуги, после чего абонент сможет пополнять свои счета или счета близких с помощью мобильного телефона.

Услуга «Мобильный платеж. Интернет» предоставляет возможность совершать покупки и оплачивать их со счета мобильного телефона. В настоящее время в линейке доступных для оплаты более 300 видов товаров и услуг, в том числе услуги мобильной связи, междугородной и международной связи, доступ в Интернет, коммерческое телевидение, коммунальные услуги, а также развлекательные сервисы и покупки в Интернет-магазинах. Для оплаты интересующего абонента товара или услуги нужно отправить с мобильного телефона SMS-сообщение специального формата. Стоимость покупки спишется с основного счета телефона, а при наличии средств на специальном авансовом счете средства будут списаны с него.

Что касается других участников рынка, то они также развивают сервисы мобильной торговли в той или иной степени. Так, МТС продвигает банковские карты MTS.Card. Кроме того, в линейке услуг ОАО «Мобильные ТелеСистемы» также есть сервис «Мобильный банк».

Существует несколько способов совершать платежи с использованием мобильного телефона. Наиболее простым способом осуществления мобильных платежей являются платежи через операторский центр. В этом случае мобильный телефон используется точно так же, как стационарный. С него совершается звонок в автоматизированный телефонный центр, где осуществляется аутентификация, выбор получателя и указание суммы платежа (с использованием цифровых клавиш в режиме тонального набора). Другим вариантом передачи данной информации процессинговой компании является использование SMS-сообщений. Как правило, для пользования данной услугой необходимо предварительное установление отношений между операторским центром или процессинговой компанией, плательщиками (открытие счета, получение паролей для идентификации, указание банковских реквизитов получателей платежей и т. д.) и получателями. Некоторые авторы называют данную услугу телефонным банкингом.

Платежи с использованием WAP.WAP позволяет использовать средства платежей, характерные для Интернет-коммерции.

Остальные способы осуществления мобильных взаиморасчетов предполагают использование для целей аутентификации, хранения, обработки (в том числе шифрования) и передачи информации специализированного микропроцессорного оборудования. Обычно предназначенная для мобильных платежей телефонная трубка содержит две микросхемы, каждая из которых имеет память и микропроцессор: первая стандартная, расположенная на SIM-карте оператора мобильной связи, и вторая, содержащая всю банковскую информацию пользователя. Эта вторая микросхема может быть активирована только при помощи специального ПИН-кода, который и делает из телефона аналог пластиковой карты и POS-терминалаодновременно. Таким образом, мобильные трансакции отличаются от обыкновенных Интернет-трансакций, в которых не используются ни пароли, ни коды, а только реквизиты пластиковой карты с более высоким уровнем безопасности.

Финансовая информация в таких системах, как правило, передается в виде SMS-сообщений. Этот способ передачи информации является наиболее удобным, простым и экономичным для конечного пользователя поскольку: имеет низкую стоимость; имеет функцию подтверждения доставки сообщения по назначению; не требует использования дорогостоящих каналов связи; поступает абоненту даже в том случае, если речевой канал занят.

Меньшее распространение получила технология мобильных платежей, построенная на принципе использования специального мобильного телефона вместе с традиционной банковской дебетовой или кредитной карточкой. Механизм ее работы следующий: покупатель вместе с оформлением заказа в Интернет-магазине сообщает продавцу номер своего мобильного телефона. Спустя некоторое время на телефон приходит текстовое подтверждение выставленного счета из онлайнового магазина. Пользователь сотового телефона вставляет в его корпус пластиковую карточку, вводит пароль и отправляет запрос на перевод денег со своего счета на счет продавца. Подтверждение обслуживающего систему мобильных платежей банка, которое через некоторое время приходит на мобильный телефон, означает, что деньги переведены на счет продавца. Основными недостатками данной технологии являются:

·      двухслотовые телефоны, необходимые для организации расчетов довольно громоздкие, дорогостоящие и неудобные (фактически они сравнимы с терминалами для считывания информации с пластиковых карт);

·      оплата товара или услуги таким способом требует достаточно много времени.

Описанные технологии мобильных трансакций используют различные методы, но строятся на едином фундаменте: уникальный номер телефон и секретный код или номер пластиковой карты, которые используются вместе как в традиционных магазинах, так и в Интернет-коммерции. Принципиально отличается от вышеизложенных технология организации мобильных платежей, в которой данные о пластиковых картах клиента хранятся на небольшом мобильном устройстве, обычно в виде авторучки, передаются посредством инфракрасного луча платежному терминалу продавца, обменивающемуся принятыми данными с операционным центром обслуживающего клиента банка.

 

 



<< Читать " Мобильная коммерция "
>> Читать "Преимущества и недостатки мобильной коммерции "



Похожие статьи:

4.3 Системы интеллектуального анализа данных. Извлечение знаний из данных. ч.2
25 июня 2012,
Сравните с точки зрения наглядности и объяснимости два способа представления знаний, которые выявил компьютер на основе анализа результатов деятельности интернет-магазина (это еще одно пояснение те ... Читать полностью

Вступление. Электронное учебное пособие
06 мая 2012,
Глухих И.Н. Теория экономических информационных систем: Электронное учебное пособие. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2003г. - Рег. ФГУП НТЦ «Информрегистр» 02.10. ... Читать полностью

Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Информационное моделирование при построении ИПС. ч.1
01 июня 2012,
Основным назначением информационно-поисковых экономических систем является информационное обеспечение руководителей и работников предприятий на основе выдачи ответов на их запросы. В общем случае с ... Читать полностью

Тема 5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС. Адаптируемые интегрированные системы для построения КИС предприятий. ч.1
03 июня 2012,
На сегодняшний день на российском рынке имеется не одна сотня программных систем разной степени сложности и с различными возможностями (см. [Петров,2001], www.finsoft.ru, www.interface.ru и друг ... Читать полностью

Тема 5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС. Отечественные программные системы для комплексной автоматизации предприятия. ч.1
03 июня 2012,
В этом пункте рассмотрим некоторые отечественные адаптируемые интегрированные системы, на базе которых возможно построение КИС предприятия. В дополнение к излагаемому материалу рекомендуется посети ... Читать полностью