Рекомендовано:
Робот - мойщик окон

Это, на самом деле, крутая штука
ЗДЕСЬ


1.2. Понятие управления. Системы управления



1.2. Понятие управления. Системы управления


Под управлением понимается воздействие на какую-то систему с целью достижения желаемых изменений в ее состоянии или поведении.

Всякое управление предполагает наличие цели, т.е. модели желаемых изменений. Система, на которую оказываются целенаправленные воздействия, называется управляемой или – объектом управления. Носителем цели управления является субъект управления. Обобщенная структура системы управления показана на рис. 1.4.

Обобщенная структура системы управления

Рис. 1.4. Обобщенная структура системы управления



На рис.1.4. используются следующие обозначения: УС – управляющая система; СУ – субъект управления (говорят также «управляющий орган»); ИМ – исполнительный механизм (исполняющий орган); ОУ – объект управления (управляемая система); U – прямая управляющая связь для передачи управляющих воздействий; Iос – обратная информационная связь.

Показанная на рис.1.4 система является системой замкнутого управления, где УС вырабатывает свои управляющие воздействия U с учетом информации от самого объекта Iос и информации о той среде, в которой он находится. В общем виде Iос представляет собой сведения о состоянии ОУ и о том, как он реагирует на управляющие воздействия. Субъект управления принимает решения о выборе того или иного управляющего воздействия на основе комплекса сведений: об окружающей среде, об имеющихся ресурсах, о существующих ограничениях (нормативных, технологических, законодательных, морально-этических и т.д.), информации Iос, цели управления и, возможно, своих собственных предпочтений.

В общих чертах в процессе управления можно выделить три основные этапа:

- сбор и анализ информации, необходимой для управления;

- принятие решения о целесообразном управляющем воздействии;

- реализация решения – выработка и применение к ОУ управляющих воздействий.

В зависимости от степени участия человека в процессе управления различают следующие виды систем управления:

- системы ручного управления. В этих системах человек выполняет все функции управления. При этом не исключается применение механизмов для реализации управляющих воздействий, каких либо инструментов для сбора информации (например, измерения параметров ОУ);

- системы автоматического управления (САУ). В этих системах управляющая часть – УС не содержит в себе человека, выработка управляющих воздействия выполняется автоматически на основе запрограммированных алгоритмов поведения системы. Человек присутствует на этапе создания алгоритмов и программ, которые и отражают в себе цель управления.

Первыми автоматическими системами управления были автоматические регуляторы температуры паровых котлов на паровозах, которые отслеживали значение контролируемых параметров и вносили поправку при отклонении их от заданной величины. Характерными и достаточно сложными примерами современных САУ являются автоматические системы управления полетами, применяемые в гражданской или военной авиации. Однако, несмотря на сложность взаимосвязей с различными бортовыми и наземными системами здесь в основном также используется принцип работы регулятора – задается и отслеживается выполнение программы полета воздушного судна. Перспективы развития САУ связаны с использованием в них методов искусственного интеллекта, позволяющие осуществлять автоматическое управление в сложных, изменяющихся условиях, при недостатке или неточности имеющейся информации, подстраиваясь под особенности окружающей среды и объекта управления;

- автоматизированные системы управления (АСУ). В АСУ человек остается главным действующим лицом процесса управления. Можно выделить два основных канала автоматизации, в которых ряд функций от человека передается ЭВМ: информационный канал (автоматизация сбора, представления, анализа информации); управляющий канал (автоматизация генерации, передачи и применения управляющих воздействий). Широкое применение АСУ находят в управлении организационно-экономическими системами (предприятиями), где процессы управления отличаются значительной сложностью и связаны с большими объемами используемой информации. Такие АСУ сами отличаются сложностью структуры и наличием большого числа подсистем, выполняющих различные функции. К числу подсистем комплексной АСУ предприятием относятся системы поддержки принятия решений (СППР). Эти системы предназначены для автоматизации наименее формализуемого и наиболее интеллектуального этапа процесса управления, связанного с принятием решений о необходимых воздействиях на ОУ. Функционирование СППР в зависимости от объема выполняемых функций опирается на методы аналитической и интеллектуальной обработки данных (факторный, корреляционный и другие виды анализа, технологии OLAP, Data Mining), методы экспертных систем, ситуационного управления и др.

В контексте экономических информационных систем наибольший интерес представляют системы управления предприятиями.

Рассмотрим некоторые характерные черты процессов управления предприятиями.

 

Читать дальше: 1.3. Управление в организационно-экономических системах 





Похожие статьи:

Тема 1. Основы систем управления предприятиями. Общее понятие системы. ч.1
06 мая 2012,
Среди многообразия различных по назначению информационных систем (ИС) важное место занимают автоматизированные ИС, предназначенные для решения разного рода задач управления экономическими объектами ... Читать полностью

Тема 1. Основы систем управления предприятиями. Общее понятие системы. ч.3
06 мая 2012,
Рис. 1.1. Обобщенное представление системы «Предприятие» на макроуровне Рис. 1.2. Упрощенный пример представления системы на микроуровне Читать дальше: ... Читать полностью

Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Понятие и содержание жизненного цикла ЭИС. ч.3
01 июня 2012,
Понятие информационного моделирования При создании любой серьезной программной системы и ЭИС, в частности, на этапах анализа и синтеза разрабатываются и используются различные информационные моде ... Читать полностью

Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Введение в методологии информационного моделирования бизнес-процессов при разработке АСУ. ч.4
02 июня 2012,
Рис.4.12. Пример декомпозиции процессов «Работа налоговой инспекции» Рис.4.13. Диаграмма А1 из области налоговой инспекции Рис.4.14 Компоненты диаграмм DFD ... Читать полностью

Тема 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ. Определение ЭИС, типовой состав подсистем ЭИС. ч.1
01 июня 2012,
ЭИС рассматривается как часть некоторой организационно-экономической системы, создается для конкретного экономического объекта и используется для решения задач управления и принятия управленческих ... Читать полностью