Авторские информационные технологии в учебном процессе

Использование  новых информационных технологий (ИТ) при изучении дисциплин в вузе должно опираться на системное решение комплекса вопросов. К числу основных можно отнести вопросы аппаратного, программного обеспечения, а также разработки соответствующего методического сопровож-дения. Исходными являются вопросы о целесообразности внедрения ИТ в про-цесс преподавания и изучения дисциплины. Принимая решение об использова-нии ИТ для преподавания того или иного курса необходимо оценить следующее:

наличие в достаточном количестве современного аппаратного и программ-ного  обеспечения и доступа к нему как студентов, так и преподавателей на различных этапах работы (вопрос «С помощью чего обучать?»);

содержание и приоритетные формы изучения дисциплины, необходимость и возможность перехода от традиционных способов к способам, основанным на использовании ИТ (вопрос «Чему обучать?»);
степень подготовленности студентов к изучению дисциплины на базе ИТ («Кого обучать?»);
степень подготовленности к использованию ИТ преподавателей («Кто будет обучать?»);
наличие или возможность создания системы учебно-методического сопро-вождения ИТ при изучении дисциплины («Как обучать?»).

Отрицательный ответ на любой из этих вопросов способен снизить эффек-тивность или даже свести на нет результаты многолетней работы. Часто оказы-вается, что это результаты работы руководителей вуза, ИТ-специалистов,  обеспечивших достаточное техническое оснащение, но не получивших долж-ной поддержки преподавателей, как основного элемента процесса обучения. Поэтому одним из первых шагов на пути внедрения ИТ является формирование заинтересованности преподавателей в освоении и применении компьютеров при обучении «своим» дисциплинам.

В этом аспекте кроме пропаганды потен-циально широких возможностей ИТ в учебном процессе, научения использова-нию этих возможностей важным является формирование  системного представ-ления потенциальных пользователей о вопросах внедрения ИТ.

В начальный период применения ЭВМ в учебном процессе  преобладающей была парадигма программированного или, как стали называть позже, автомати-зированного обучения [1]. Однако опыт показал, что даже автоматизированные интеллектуальные обучающие системы не  могут заменить живое общение с человеком-преподавателем (по крайней мере,  в настоящее время), а сама идея автоматизации обучения со временем переросла  в идею его информатизации. Сегодня с широким внедрением персональных ЭВМ, появлением доступных прикладных пакетов, позволяющих достаточно просто создавать материалы учебного назначения, компьютер безусловно используется как инструмент пре-подавателя, а не как его аналог. (Здесь речь идет о «традиционном» учебном процессе; при дистанционном обучении, акценты в функциях как компьютера, так и самого преподавателя, по-видимому меняются.)

Доступность и относительная простота в освоении фирменных пакетов про-грамм (средств разработки презентаций, гипертекстовых документов, элек-тронных таблиц, средств моделирования и т.п.) в последние несколько лет  во многом переменили отношение преподавателей к использованию компьютеров в учебном процессе. Появились возможности создания своих разработок без участия специально подготовленных инженеров, с реальной по срокам «оку-паемостью» собственных трудозатрат.

Превалирующая до недавнего времени концепция авторских учебных курсов, созданных на базе специализированных оболочек (например, «Адонис, «Урок», «Кадис» [2, 3]), похоже, таковой уже не является. Хотя, можно отметить, что подобные оболочки ставили авторов в ус-ловия, требующие серьезной методической проработки дидактического мате-риала при создании обучающего (контролирующего) курса и  обеспечивали по-явление именно компьютерных средств обучения (а не перенесенных на элек-тронный носитель конспектов лекций или учебников). При использовании уни-версальных пакетов программ автор, по существу, лишается поддержки того коллектива преподавателей, методистов, инженеров, который явился разработ-чиком специализированной оболочки.

Это предъявляет повышенные требова-ния к автору как к специалисту, способному реализовать собственную техноло-гию преподавания учебной дисциплины на базе ЭВМ. В силу сложившегося положения актуальными становятся вопросы создания не просто авторских учебных курсов, но авторских информационных технологий (АИТ) в учебном процессе. Далее будем говорить об авторской информационной технологии  в учебном процессе, как о совокупности современных средств и методов  пред-ставления, обработки, использования информации учебного назначения (вооб-ще говоря, не только с помощью ЭВМ).

Допуская возможные отличия в методах и средствах различных АИТ, сле-дует отметить целесообразность комплексного подхода при их разработке и внедрении. Он, в частности, предполагает ориентацию АИТ на все основные формы учебных занятий при изучении той или иной дисциплины. При этом, в зависимости от того, речь идет о лекции, практическом (лабораторном) занятии или самостоятельной работе студента, выбираются основные типы программ-но-аппаратного обеспечения и методы их использования. Сформулируем  неко-торые положения, которые могут быть использованы при разработке АИТ на базе современных пакетов прикладных программ.

1. Лекционное занятие. Основным назначением АИТ на лекции является иллюстративное сопровождение материала, излагаемого преподавателем. Для этого требуется достаточно дорогое и по современным меркам оборудование, включающее компьютер, мультимедийный проектор, экран. Потенциально большие возможности предоставляет комплекс, включающий в себя также и видеоаппаратуру. В простейшем случае компьютер здесь вместе с проектором и экраном заменяет доску и мел. Основной тип средства АИТ – презентация, для разработки которой может быть использован, например, известный компонент MS Office – Power Point.

Не обсуждая преимуществ применения такого оснащения и презентаций, хотелось бы отметить недостаток, который на наш взгляд, здесь имеется. Он за-ключается в том, что презентации предоставляют аудитории набор слайдов с законченными фрагментами учебного материала. При этом, во–первых, студент не всегда имеет возможность отследить процесс  рассуждений и то, как форми-руется этот фрагмент; во-вторых, внимание студентов бывает обращено к са-мому слайду и к переносу его содержимого в конспект, нежели к речи препода-вателя. С учетом этого является целесообразным кроме демонстрации слайдов, использовать традиционную форму изложения материала, для чего в комплекс технического оснащения может быть включена документ-камера, которая по-зволяет вместо доски и мела использовать бумажный лист и маркер. Менее до-рогостоящий вариант – экран проектора делать не над доской, а рядом с нею.

2. Практические (лабораторные) занятия. Традиционным уже является при-менение на этих занятиях специализированных пакетов программ, позволяю-щих использовать компьютер для решения прикладных задач в рамках дисцип-лины и (или)  проведения лабораторных исследований. Возможен и несколько иной способ применения ИТ, когда, на первый взгляд, использование компью-тера нецелесообразно, например, в силу специфики самой дисциплины. Этот способ ориентируется на повышение активности студентов при обучении и предполагает непосредственное их участие в создании элементов АИТ по дан-ной дисциплине.

В простом случае  задачей студентов может быть создание  собственных презентаций по материалам дисциплины (не только лекций, но и других информационных ресурсов и по вопросам, смежным с лекционным ма-териалом). В более сложных вариантах студенты ставятся в условия, когда не-обходимо не только выполнить те или иные аналитические задачи, провести информационный поиск, но и реализовать результаты в виде некоторой инфор-мационной системы или программы. Такой подход обладает рядом положи-тельных качеств:

повышает активность обучаемых при изучении дисциплины, позволяет пе-рейти от роли потребителя к роли источника информации;

требует от студента осмысления учебного материала, структуризации, вы-деления главных элементов и взаимосвязей между фрагментами, проведения самостоятельного информационного поиска;

развивает навыки использования компьютеров при решении задач;

повышает заинтересованность студентов за счет возможностей реализации творческих идей при разработке собственных программных средств;

позволяет организовать задачно-ориентированную последовательность за-нятий с получением в итоге материализованного, практически важного резуль-тата.

3. Самостоятельная работа. Наиболее очевидным применением ИТ в само-стоятельной работе студентов является использование тех компьютеризирован-ных материалов и пакетов программ, с которыми  студент встречался уже на лекциях и (или) практических занятиях. Отработана и соответствующая техно-логия обеспечения студентов необходимыми материалами – путем «выноса» на Web-страницу или  открытия свободного доступа в локальной сети.

В более сложных и трудоемких вариантах создаются компьютеризирован-ные учебно-методические комплексы. В целях обеспечения самостоятельной работы студентов ключевое значение в таких комплексах, на наш взгляд, имеют электронные учебно-методические пособия (ЭУМП). Основным назначением ЭУМП является изложение методики изучения дисциплины с характеристикой взаимосвязей тем, объяснением основных понятий (глоссарий дисциплины) и рекомендациями по использованию тех или иных ресурсов.

В комплексе ком-пьютеризированных учебно-методических материалов ЭУМП можно рассмат-ривать как надстройку, реализованную в виде гиперссылочного документа, ко-торый позволяет студенту целенаправленно и оперативно обращаться к различ-ным материалам учебного назначения (специализированным программам, лек-ционным демонстрациям, учебникам, компьютерным тестам и т.п.) и информа-ционным ресурсам, в том числе, ресурсам Internet. Достоинством такого подхо-да является возможность использования результатов и для проведения дистан-ционного обучения.

Комплексный подход при разработке и внедрении АИТ требует, очевидно, решения большого объема задач и значительных затрат времени и сил препода-вателя.  Эти задачи могут решаться поэтапно, с последовательным формирова-нием, апробацией, внедрением отдельных материалов и с последующей их ин-теграцией на базе исходной концепции АИТ, принятой автором. В этом случае  можно ожидать достаточно эффективных результатов, которые в итоге позво-лят не только сделать преподавание дисциплины более интересным и качест-венным, но и более простым для самого преподавателя.

(С) Глухих И.Н., Карякин Ю.Е., 2002

Литература

1. Цевенков Ю.М., Семенова Е.Ю. Эффективность компьютерного обуче-ния. – М.: НИИ ВО, 1991.
2. Соловов А.В. Компьютерные средства поддержки профессиональной подготовки. - М.: НИИ ВО, 1995.
3. Волков А.Н. Новые информационные технологии обучения профессии //Программные продукты и системы. – 1995, №2, С. 44 - 46.


 



Похожие статьи:

Литература
05 июня 2012,
В текстах лекций указаны ссылки на конкретные учебники, которые полезно прочитать и/или материал которых использован при написании. Ссылки-обозначения приведены в квадратных скобках. [Венд ... Читать полностью

Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах
05 июня 2012,
Примечание: материал данной темы является вводным знакомством с интеллектуальными технологиями, которые более подробно рассматриваются в курсе «Интеллектуальные информационные системы». ... Читать полностью

Резюме к 4 главе
25 июня 2012,
1. В ИИС можно выделить три стратегии получения знаний, т.е. «обучения» системы: - приобретение знаний в СОЗ из источников; - формирование знаний в системах интеллектуального ана ... Читать полностью

Источники. Рекомендуемая литература
22 марта 2013,
1. Шапцев В.А. Информация. Информационные технологии: Актуальная точка зрения // Вестник ТюмГУ. – 2010. – № 6. – С. 188-197. 2. Информационная революция.  history-names ... Читать полностью

Тема 5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС. Понятие и задачи корпоративной ЭИС. ч.3
03 июня 2012,
Как видно, перечень примерных задач, возлагаемых на КИС, достаточно велик. Так же велико число конечных пользователей системы (управленцы, экономисты, бухгалтера, инженеры производства и др. ). Соз ... Читать полностью