Информационное общество: модель и деловая среда
2.6. Модель информационного общества как вектор развития цивилизации
Вектор – это упорядоченное множество величин, измеримых характеристик и т.п., интерпретируемых как координаты некоторого, чаще всего Евклидового пространства. Сложный объект представим формальной моделью в виде совокупности величин, значения которых отражают его состояние и динамику функционирования. Эти величины называются показателями, индексами и пр. В пространстве показателей имеется точка, вершина гиперплоскости, разделяющая его на две части, соответствующие, например, доинформационному и информационному обществам. Значения координат этой точки задаются или теоретиками, или компетентным сообществом.
В России Институтом развития информационного общества (ИРИО) разработан и ежегодно публикуется с 2005г. и отображается на сайте eregion.ru композитный Индекс готовности регионов к ИО. Индекс представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития. Он рассчитывается на основе показателей, характеризующих факторы развития ИО (человеческий капитал, экономическую среду и ИКТ-инфраструктуру), а также использование ИКТ в шести областях (государственное и муниципальное управление, образование, здравоохранение, бизнес, культура, домохозяйства). Для расчета Индекса и его составляющих используются 77 показателей (!), в число которых входят основные показатели доступа и использования ИКТ, рекомендуемые международными организациями. Индекс позволяет измерить различия между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития [14]. Индекс и вся совокупность 77 показателей стала «важным информационно-аналитическим инструментом для выработки, проведения и корректировки политики развития ИО на региональном уровне. Индекс дает возможность оценить текущую ситуацию, выявить наиболее проблемные зоны с точки зрения информационного неравенства регионов и определить зоны отставания и препятствия на пути развития ИО в субъектах РФ. Органы власти субъектов РФ используют данные Индекса для сравнительной оценки ситуации в регионе в сфере использования ИКТ и формулировки целей дальнейшего развития» [14].
Для получения издания Индекса готовности регионов России к ИО (бумажная версия) можно обратиться в ИРИО: тел./факс +7(495)625-42-03, e-mail: info@iis.ru.
Рейтинг субъектов РФ 2009-2010 [14]: Москва 0.627, Санкт-Петербург 0.575, Ямало-Ненецкий автономный округ 0.492, Томская область 0.486, Ханты-Мансийский автономный округ 0.481, Тюменская область 0.461, Чукотский автономный округ 0.447, Мурманская область 0.442,.и Чувашская Республика - Чувашия 0.432, Республика Карелия 0.429.
2.7. О деловой среде для развития ИО
Важно, чтобы в стране, формирующей ИО, были созданы условия для выполнения необходимых работ, начиная с инвестиционного климата и заканчивая готовностью населения воспользоваться новыми возможностями, предоставляемыми ВИВИ [13].
В итоговом документе международной конференции [15] приведены рекомендации м/н организации ЮНЕСКО и другим международным организациям принять меры по:
- созданию международной рейтинговой системы для оценки финансовых рисков стран в инновационном инвестиционном бизнесе;
- разработке и реализации специальных международных программ подготовки кадров для органов государственного управления по принципам, методологиям и технологиям электронного правительства;
- созданию глобального многоязычного хранилища знаний, обобщающего передовой опыт использования ИКТ и знаний для развития.
При этом правительствам и другим заинтересованным сторонам рекомендовано принять меры по:
- приведению базового национального законодательства в соответствие с потребностями развития ИО и экономики, основанной на знаниях;
- разработке национальной системы административных, правовых и экономических механизмов, стимулирующих:
• спрос на инновационную продукцию;
• инвестиции в инновационный бизнес и бизнес в сфере ИКТ;
• развитие национального фондового рынка и конкурентной среды;
• разработку системы государственной поддержки маркетингового продвижения на международный рынок национальной наукоемкой продукции.
Похожие статьи:
Что ожидается после информационного общества? |
22 марта 2013, |
Осмысливание выше приведённых определений информационное общество станет более прозрачным, если мы попытаемся обосновать следующий этап развития цивилизации, за информационное общество. В лите ... Читать полностью |
Источники. Рекомендуемая литература |
22 марта 2013, |
1. Шапцев В.А. Информация. Информационные технологии: Актуальная точка зрения // Вестник ТюмГУ. – 2010. – № 6. – С. 188-197. 2. Информационная революция. history-names ... Читать полностью |
Информационное общество: определение и проблематика развития | |
22 марта 2013, | |
2.4. Проблематика, связанная с развитием информационного общества 2.4.1. «Глобальной проблемой XXIв. стало формирование принципиально нового пространства самоидентификации чело ... Читать полностью |
Тема 4. Информационное моделирования при построении ИПС. Информационное моделирование при построении АСУ. ч.2 |
02 июня 2012, |
При построении и внедрении АСУ на предприятии на этапах обследования и оптимизации бизнес-процессов (подробнее про этапы – см. тему 5) строятся две информационные модели (рис.4.7): ... Читать полностью |
Проблематика переходного периода движения к ИО (2) |
22 марта 2013, |
3.3.3. Использование ИКТ для развития. «Сегодня трудно указать хотя бы одну сферу деятельности человека, в которой не используются ИКТ… Каков уровень развития информационной инф ... Читать полностью |