О формировании инновационной образовательной среды в институте математики, естественных наук и информационных технологий



Институт математики, естественных наук и информационных технологий (ИМЕНИТ) образован в Тюменском государственном университете весной 2011 года. Объединив в себе крупные учебные подразделения университета, институт стал уникальным научно-образовательным комплексом, который объединяет в себе подготовку по более, чем тридцати направлениям и  специальностям на всех уровнях образования. Интересно, что многие из образовательных программ института напрямую связаны с теми направлениями и технологическими платформами, которыми сегодня относятся к числу наиболее важных для инновационного развития России. 

Формирование инновационной образовательной среды института – дело непростое и крайне важное.

В первую очередь уточним используемое здесь понятие «инновационной образовательной среды». Сегодня чаще ее трактуют как образовательную среду, начиненную инновационными технологиями и методами обучения, во множество которых включают как использование информационных и дистанционных технологий, так и различные методы активного обучения. Иначе говоря, речь идет о педагогических инновациях.

Несколько иной взгляд на проблему основывается на постановке конечной цели вузовского обучения – не только подготовить кадры для современного производства или для научных центров, учебных заведений и др., но подготовить выпускников как инноваторов, то есть людей, способных порождать, находить, воплощать в жизнь инновации.

Результатом деятельности инноватора становятся инновации – продуктовые, технологические (процессные), организационные, маркетинговые. При этом сам характер термина «Инновация» предполагает:

- наличие новшества (необязательно уникального, но и, возможно, субъективно нового для данного предприятия);

- доведение этого новшества до той стадии, когда оно становится понятным, полезным и востребованным потребителями.

Создание инновации отличается от генерации идей, изобретательства, научного исследования или, скажем, технологической деятельности специалиста. Точнее, инновация в той или иной степени должна вбирать в себя эти элементы, как этапы деятельности.

Отсюда напрашивается вывод – компетенции выпускника-инноватора должны лежать в области интеграции различных знаний, навыков и умений, принадлежащих, возможно, разным сферам деятельности. С другой стороны, среди таких компетенций должны присутствовать компетенции, инвариантные предметной области:

- способность к выявлению проблем и методов их решения;

- творческая самостоятельность, умение критически взглянуть на существующее положение дел;

- адаптивность к меняющимся условиям и технологиям жизнедеятельности в современном обществе;

- способность и готовность к непрерывному образованию, самообучению;

- способность работать в команде, участвовать в проектной деятельности, в первую очередь, в разработке и реализации инновационных проектов.

Проектная деятельность, в ходе которой студенты участвуют в разработке и реализации инновационных проектов, представляется наиболее важным компонентом инновационной образовательной среды, формирующей выпускников-инноваторов. Число таких проектов, их финансовая, социальная результативность могут стать теми критериями, по которым можно судить не только о компетенциях самого инноватора, но и о степени развития инновационной среды вуза.

С учетом этого инновационную образовательную среду вуза можно определить как среду, создающую условия и стимулы для разработки и реализации (студентами, аспирантами, преподавателями) инновационных проектов (речь может идти и о «ненастоящих», учебно-тренировочных инновационных проектах).

Создание такой среды для выращивания инноваторов должно: а) ориентироваться, главным образом, на молодежь (студентов, аспирантов, выпускников, молодых ученых); б) вбирать в себя лучшие практики, применяемые в организации вузовской научно-исследовательской работы, учебного процесса, внеучебной деятельности.

Интеграция этих практик порождает новые формы мероприятий, которые традиционно используются в одном и не используются в другом виде деятельности (вместо научного семинара – соревнование бизнес-идей; вместо защиты выпускной работы – командная защита инновационного проекта  и т.д.).

Формирование инновационной образовательной среды невозможно без комплекса мер, вносящих изменения и, в то же время, консолидирующих различные аспекты деятельности института. В частности, предлагается следующее:

- увеличить в учебных планах разных направлений подготовки  число дисциплин, направленных на освоение инновационного предпринимательства, методов генерации идей, поиска решений, управления проектами;

- предусмотреть в учебных планах дисциплины, которые должны предлагаться участникам проектных команд при выполнении ими инновационных проектов, и программы которых должны формироваться под содержание проекта;

- создать кроссдисциплинарные рабочие программы, направленные на ознакомление с перспективами технологий в областях, смежных с направлениями подготовки студентов;

- предусмотреть альтернативные способы набора студентами объема зачетных единиц, необходимого для успешного освоения образовательной программы;

- внести изменения в систему рейтингования студентов, вводя показатели инновационной активности;

- проводить семинары бизнес-идей и праймериз проектов с привлечением участников из школ и других вузов (в том числе, из других городов), экспертов и представителей бизнес-сообщества;

- организовывать инновационные сессии с привлечением представителей венчурных фондов, технопарков, предпринимателей;

- расширять практику мастер-классов, встреч с инноваторами, предпринимателями, в том числе, непосредственно в ходе учебных занятий;

- проводить конкурсы инновационных проектов с отбором команд для их финансирования и сопровождения на разных этапах реализации проекта;

- организовывать участие проектных команд института в стартап-мероприятиях (конкурсах, выставках, встречах инноваторов) других вузов России, технопарков, бизнес-инкубаторов;

- формировать инновационную культуру, популяризировать инновационную деятельность, в том числе организуя фестивали, выставки, публикации в СМИ, на ТВ и т.п.;

- обеспечить материальное стимулирование сотрудников, преподавателей, активно участвующих в подготовке и реализации инновационных проектов. Разработать систему показателей для персонального рейтинга преподавателей и рейтинга кафедр в контексте задач инновационной деятельности.

Безусловно, в инновационной образовательной среде не обойтись и без педагогических инноваций. Применение интерактивных методов при изучении отдельных дисциплин будет способствовать не только приобретению нужных профессиональных знаний, навыков и умений, но и формировать необходимые компетенции инноватора.

Говоря об инновационных проектах нельзя забывать и о вопросах, связанных с экономическим обоснованием проекта, бизнес-планированием, привлечением инвестиций. Даже акцентированная подготовка студентов ИМЕНИТ к инновационной деятельности может быть недостаточной для успешного решения эти вопросов. Расширение спектра нужных компетенций проектной команды может быть достигнуто за счет привлечения в нее студентов других институтов университета, в частности, обучающихся по направлениям «Экономика», «Менеджмент». 

Важным является и организация процессов преобразования проектов в действующий инновационный бизнес, что невозможно без серьезной поддержки всей инновационной инфраструктуры университета. 

Таким образом, задачи формирования инновационной образовательной среды в институте становятся частью задач общего инновационного развития университета как современного научно-образовательного комплекса.

И.Н.Глухих

Читать еще Инновации и подготовка ит-специалистов





Похожие статьи:

Уточним понятие «прикладная информатика»
22 марта 2013,
Прикладная информатика – это высокотехнологичная, наукоемкая и инновационная сфера деятельности, использующая самые последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий и ... Читать полностью

Инновационно-проектный менеджмент в управлении развитием университета
Опыт вузов, равно как и других предприятий показывает, что для достижения качественно новых результатов деятельности недостаточно существующей оргструктуры и традиционных подходов в управлении. 03 июня 2013,
Анализ проблемной области В настоящее время вузы стали де-факто крупными коммерческими предпри-ятиями, конкурирующими между собой за рынок услуг как перед потребите-лем в лице государства ... Читать полностью

Инновации и подготовка ит-специалистов: как удовлетворить современным требованиям?
Важность постоянного обучения ИТ-специалистов, занимающихся разработкой и внедрением информационных систем, стала сегодня очевидной... 20 мая 2013,
Важность постоянного обучения ИТ-специалистов, занимающихся разработкой и внедрением информационных систем, стала сегодня очевидной и для специалистов в области образования, и для самих ИТ-пр ... Читать полностью

Информационное общество: определение и проблематика развития
«Глобальной проблемой XXIв. стало формирование принципиально нового пространства самоидентификации человека, его выбора собственной социальной роли и способов самовыражения. Процесс социализации личности оказался лишен жесткого регламентирующего влияния со стороны общества».
ИО - качественно новый этап развития социальной системы, технологическим основанием которого являются высокоэффективные информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ), а люди обладают информационной культурой. 22 марта 2013,
2.4. Проблематика, связанная с развитием информационного общества  2.4.1. «Глобальной проблемой XXIв. стало формирование принципиально нового пространства самоидентификации чело ... Читать полностью

Проблемы самой прикладной информатики
В каждой сфере деятельности имеются разделы, именуемые: научными основами (наукой); методологией, технологией; проектной деятельностью; производством; сопровождением ЖЦ изделия, продукта, технологии, услуги. Прикладная информатика также имеет научные основы и технологические средства воспроизводства. Самой важной проблемой здесь является ускорение создания новых ИС, адекватных возникающим задачам и потребностям общества и его граждан. 22 марта 2013,
  В каждой сфере деятельности имеются разделы, именуемые: научными основами (наукой); методологией, технологией; проектной деятельностью; производством; сопровождением ЖЦ изделия, продукта ... Читать полностью