ИТ-консалтинг: образование в контексте контакта вуз-предприятие
23-25 мая 2014 в Тюменском государственном университете - ведущем вузе региона по подготовке кадров для ИТ отрасли - проходила Всеройссийская научно-практическая конференция «Математика и информационные технологии в естественнонаучном образовании».
Тюмбит-АСУ принимает участие в конференции с докладом, подготовленным совместно Игорем Глухих, профессором ТюмГУ, руководителем бизнес-портала ELport.ru, и исполнительным директором ЗАО "Тюмбит-АСУ" Евгением Карасевым. Ниже предлагается текст доклада (опубликовано на #a href="http://elport.ru/articles/it-konsalting_obrazovanie_v_kontekste_kontakta_vuz-predpriyatie"#портале elport.ru#/a#).
ИТ-консалтинг: образование в контексте контакта вуз-предприятие
Среди вопросов повышения качества подготовки ИТ-специалистов важное место занимает оценка работодателями уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности, соответствия их компетенций требованиям рынка и конкретных компаний.
Чтобы получить подобную экспертную оценку, целесообразно проводить опросы, анкетирование и интервьюирование работодателей. При этом стоит различать содержание и направленность подобных опросов, проводимых среди узких специалистов, которые работают совместно с выпускниками или являются их непосредственными руководителями, и среди топ-менеджеров компаний.
В качестве примера ниже приведен результат экспресс-опроса исполнительного директора тюменской компании «Тюмбит АСУ» Е.А.Карасева.
Компания «Тюмбит-АСУ» работает на рынке ИТ-консалтинга, занимаясь внедрением экономических информационных систем различного профиля, систем электронного документооборота, оптимизацией бизнес-процессов и др. Есть в компании и собственные инновационные решения, дополняющие уже существующий функционал внедряемых систем, а география проектов компании не ограничивается только Тюменским регионом.
В силу специфики деятельности компания предъявляет достаточно строгие требования к ИТ-выпускникам, которым, по идее, наиболее соответствуют студенты, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика в экономике». Были рассмотрены следующие вопросы.
Вопрос: Какие специалисты востребованы сегодня в области деятельности компании ? Как вы оцениваете эту востребованность через три-пять лет?
Ответ: Сегодня нам нужны консультанты по внедрению систем электронного документооборота ( DIRECTUM, ELMA), систем управления взаимоотношениями с заказчиками (клиентами) - CRM ( Microsoft Dynamics CRM, ELMA CRM, Terrasoft CRM, 1C CRM, DIRECTUM CRM, vTiger CRM), систем класса BI (Business Intelligence), складской логистики (Галактика ERP, Microsoft Dynamics AX, 1C), IP-телефонии и других.
Рынок быстро развивается, могут появиться новые технологии или подешевеют и станут доступны малому и среднему бизнесу технологии, которые сейчас внедряют только крупные корпорации. Однако электронный документооборот, системы класса ВРМ будут востребованы еще ближайшие 5-7 лет точно.
Вопрос: Выпускники каких направлений (специальностей) востребованы в вашей компании?
Ответ: Наша компания работает на стыке экономики и компьютерных, информационных технологий, поэтому в качестве консультантав нам подходят как выпускники ИТ-специальностей, так и экономических, финансовых и бухгалтерских. К слову сказать, в нашей компании примерно у половины консультантов образование экономическое, у другой половины – компьютерное.
Соответственно, каждая половина в первые два года проходит «дополнительное образование»: компьютерщики изучают бюджетирование, планирование и управление производством, управленческий учет, управление строительством, транспортом, менеджмент, управление по показателям (KPI).
Экономисты, в свою очередь изучают СУБД, SQL-запросы, структуры баз данных и др. И те, и другие изучают более детально управление проектами с использованием информационных систем, например, Microsoft Project и функционал систем, которые мы предлагаем нашим заказчикам.
Вопрос: Как вы оцениваете уровень теоретической подготовки сегодняшних выпускников ?
Ответ: Подготовка большинства выпускников действительно сильно «теоретическая», практические знания очень поверхностные. Речь идет, прежде всего, о практическом использовании специализированных программных продуктов, которые применяются сегодня в бизнесе.
Думаю, если бы экономисты, финансисты в ходе курсовых и дипломных работ по организации бюджетирования в компании использовали любой программный продукт (1С, PROPHIX, Галактика ERP и др.), в котором сразу выявляются «детские» ошибки бюджетирования, то к концу создания автоматизированного бюджета, они бы очень четко представляли, как организовать бюджетный процесс в любом предприятии.
Вопрос: Что реально требуется от сегодняшнего выпускника в области ИТ-консалтинга, какие знания и умения, какие компетенции и личностные характеристики?
Ответ: Учитывая наш опыт и опыт многих наших коллег в этой области, мы можем сформулировать составляющие успеха вчерашнего выпускника, приходящего в ИТ-консалтинг. Если общий показатель успешности работы новичка взять за 100%, то он будет состоять из трех основных частей:
1. Коммуникабельность, умение общаться с людьми - 50% успеха;
2. Знание предметной области (понимание процессов бюджетирования, управленческого учета, управления производством, продаж и т.д., т.е. как они организованы на предприятии, а не в каком-нибудь программном продукте) - 25% успеха;
3. Знание внедряемого программного продукта - 25% успеха.
Консультант должен уметь работать самостоятельно, когда никто не подгоняет и не контролирует, быть неконфликтным, психологически устойчивым, поскольку внедрение системы – это работа с людьми, со всеми вытекающими из этого психологическими последствиями.
Здесь бывает все – от легких манипуляций и давления на консультанта, до жесткого прессинга и обвинений в том, чего не делал. Надо уметь все это выслушать, перевести в конструктивное русло и получение результата.
Вопрос: Насколько отвечают выпускники или студенты этим требованиям ?
Ответ: Все люди разные, поэтому у кого-то хорошо все получается, у кого-то удовлетворительно. Но, как в любом деле, - если поставить себе цель, то можно всему научиться и преодолеть в первую очередь себя, свои привычки, получить наивысшую компетенцию, признание коллег и заказчиков.
Вопрос: Чего не хватает сегодняшним студентам-выпускникам? Как в области знаний, так и в области личных качеств?
Ответ: Не хватает упорства в основном, многие начинающие специалисты пасуют перед трудностями, не хотят их решать, думая, что попав в другую компанию, они смогут начать жизнь с «чистого листа». Однако от себя не убежишь, все трудности – они в нашей голове.
Если тренироваться, быть упорным, то со временем можно научиться преодолевать любую задачу легко и непринужденно – так и получаются любые компетенции. Они же не с неба падают, сначала на велосипеде, сноуборде, роликах чувствуешь себя не уверенно, но в результате тренировок можно добиться значительных успехов. Все зависит от того, сколько времени человек готов инвестировать в себя, свое развитие, в тренировки.
По всей видимости, работы только на стороне вуза в любом случае будет недостаточно. И уже в самом предприятии необходимо "выращивание" специалистов из вчерашних студентов, выпускников. Так, в компании «Тюмбит-АСУ» для этого разрабатываются персональные траектории «ввода в строй» и повышения квалификации сотрудников на ближайшие годы.
Вопрос: Что можно предложить для решения проблемы обеспечения отрасли качественными кадрами?
Ответ: Я думаю, очень важно использовать в обучении студентов любых специальностей программные продукты. Это очень сильно упорядочивает информацию в голове будущего специалиста. Такие науки, изучаемые в ВУЗах, как менеджмент, планирование, управление финансами и другие, «овеществленные» в программе, становятся гораздо понятнее, запоминаются лучше. Да и на будущем месте работы это пригодится.
Ну, а для более полного погружения в реальный бизнес крайне полезной бывает производственная или дипломная практика, причем такая, когда студент неформально, по-настоящему, участвует в решении бизнес-задач и проектах предприятия (пусть пока и в качестве помощника). Конечно, такая «настоящая» практика возможна при соответствующей организации работы со студентом.
Наша компания готова брать на практику хорошо успевающих студентов, уже начиная со второго курса, и именно для участия в настоящих бизнес-проектах. Уверен, что профессиональный опыт и знания, приобретаемые студентом в ходе такой практики, будут очень полезны как в дальнейшем обучении, так и при трудоустройстве после окончания вуза.
Подобные интервью и экспресс-опросы отражают частную экспертную точку зрения.
Дальнейшая работа предполагает не только декларацию требований к выпускникам и состояния дел в области их компетенций, но и разработку мероприятий для совершенствования взаимодействий в системе вуз-предприятие. Представляется целесообразной разработка конкретных планов на учебный год (на уровне института и, возможно, выпускающих кафедр), куда войдут мероприятия, проводимые совместно с ИТ-компаниями.
При этом следует учесть, что сегодня кроме традиционных практик и дипломных работ, нужны более активные формы взаимодействия - привлечение специалистов предприятий к проведению лекций и семинаров, презентаций на соответствующих направлениях подготовки студентов, в том числе, и перед абитуриентами; участие бизнеса во внедрении интерактивных методов профессионального образования. К последнему, в частности, можно отнести разработку кейсов и проведение кейс-турниров среди студентов; реализацию проектного обучения на базе специализированных, учебных версий программных систем.
Еще один интересный опыт, который уже апробирован на кафедре Информационных систем ТюмГУ - это проведение бинарных лекций, когда лекции для студентов проводят сразу два специалиста - один практик с предприятия, другой - профессиональный преподаватель с кафедры. Такого рода сотрудничество позволяет активизировать интерес студентов, показать им практическую важность вузовских дисциплин и мотивировать на изучение теоретических вопросов.
Кроме того, нужна обратная связь от предприятия к вузу. Сегодня уже достаточно широко применяется практика, когда ведущие специалисты отрасли привлекаются к определению содержания образовательных программ, квалификационных требований к выпускникам.
При планировании мероприятий по взаимодействию вуз-предприятие эту взаимосвязь целесообразно дополнять и отношениями другого рода. Чрезвычайно полезным для обеих сторон может оказаться опыт совместного проведения отраслевых научно-практических и методических семинаров, на которых не только представители бизнеса рассказывают о своих задачах и способах их решений, но и научно-педагогические работники вуза могут представить ИТ-сообществу результаты современных исследований, новые методы решения задач, в том числе, из смежных предметных областей.
В заключение отметим следующее. Реализация планов совместных мероприятий вуза и предприятия (или многих предприятий) может стать обоюдополезной как для совершенствования системы образования, так и для отбора сотрудников для компаний.
Дополнительным плюсом, который тоже нужно учитывать при планировании, может стать повышение эффективности профориентационной работы среди школьников. С другой стороны, участие в активном взаимодействии станет и серьезным вкладом в создание положительного имиджа предприятия, как социально-ориентированного и эффективного бизнес-партнера, что, несомненно, приведет к укреплению его позиций на рынке.
Литература
1. Глухих И.Н., Карякин Ю.Е. Инновации и подготовка ИТ-специалистов: как удовлетворить современным требованиям? // От инноваций к качеству образования: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – С. 72-73
Похожие статьи:
Уточним понятие «прикладная информатика» |
22 марта 2013, |
Прикладная информатика – это высокотехнологичная, наукоемкая и инновационная сфера деятельности, использующая самые последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий и ... Читать полностью |
Введение | |
22 марта 2013, | |
Шапцев Валерий Алексеевич, д.т.н., профессор. Тюменский государственный университет, г.Тюмень Информационное общество и проблемы прикладной информатики Цель дисциплины «Информац ... Читать полностью |
Литература |
05 июня 2012, |
В текстах лекций указаны ссылки на конкретные учебники, которые полезно прочитать и/или материал которых использован при написании. Ссылки-обозначения приведены в квадратных скобках. [Венд ... Читать полностью |
Тема 1. Основы систем управления предприятиями. Общее понятие системы. ч.3 |
06 мая 2012, |
Рис. 1.1. Обобщенное представление системы «Предприятие» на макроуровне Рис. 1.2. Упрощенный пример представления системы на микроуровне Читать дальше: ... Читать полностью |
Тема 1. Основы систем управления предприятиями. Общее понятие системы ч.4 |
06 мая 2012, |
Среди многообразия различных систем отметим те из них, о которых нужно иметь представление при изучении ЭИС. Техническая система представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный ко ... Читать полностью |