ИТ-консалтинг: образование в контексте контакта вуз-предприятие

23-25 мая 2014 в Тюменском государственном университете - ведущем вузе региона по подготовке кадров для ИТ отрасли - проходила Всеройссийская научно-практическая конференция «Математика и информационные технологии в естественнонаучном образовании».

Тюмбит-АСУ принимает участие в конференции с докладом, подготовленным совместно Игорем Глухих, профессором ТюмГУ, руководителем бизнес-портала ELport.ru, и  исполнительным директором ЗАО "Тюмбит-АСУ" Евгением Карасевым. Ниже предлагается текст доклада (опубликовано на #a href="http://elport.ru/articles/it-konsalting_obrazovanie_v_kontekste_kontakta_vuz-predpriyatie"#портале elport.ru#/a#).

ИТ-консалтинг: образование в контексте контакта вуз-предприятие

Среди вопросов повышения качества подготовки ИТ-специалистов важное место занимает оценка работодателями уровня подготовленности выпускников к профессиональной деятельности, соответствия их компетенций требованиям рынка и конкретных компаний.

Чтобы получить подобную экспертную оценку, целесообразно проводить опросы, анкетирование и интервьюирование работодателей. При этом стоит различать содержание и направленность подобных опросов, проводимых среди узких специалистов, которые работают совместно с выпускниками или являются их непосредственными руководителями,  и среди топ-менеджеров компаний.

В качестве примера ниже приведен результат экспресс-опроса исполнительного директора тюменской компании «Тюмбит АСУ» Е.А.Карасева.

Компания «Тюмбит-АСУ» работает на рынке ИТ-консалтинга, занимаясь внедрением экономических информационных систем различного профиля, систем электронного документооборота, оптимизацией бизнес-процессов и др. Есть в компании и собственные инновационные решения, дополняющие уже существующий функционал внедряемых систем, а география проектов компании не ограничивается только Тюменским регионом.

В силу специфики деятельности компания предъявляет достаточно строгие требования к ИТ-выпускникам, которым, по идее, наиболее соответствуют студенты, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика в экономике». Были рассмотрены следующие вопросы.

Вопрос: Какие специалисты востребованы сегодня в области деятельности компании ? Как вы оцениваете эту востребованность через три-пять лет?

Ответ: Сегодня нам нужны консультанты по внедрению систем электронного документооборота ( DIRECTUM, ELMA), систем управления взаимоотношениями с заказчиками (клиентами) - CRM ( Microsoft Dynamics CRM, ELMA CRM, Terrasoft CRM, 1C CRM, DIRECTUM CRM, vTiger CRM), систем класса BI (Business Intelligence), складской логистики (Галактика ERP, Microsoft Dynamics AX, 1C), IP-телефонии и других.

Рынок быстро развивается, могут появиться новые технологии или подешевеют и станут доступны малому и среднему бизнесу технологии, которые сейчас внедряют только крупные корпорации. Однако электронный документооборот, системы класса ВРМ будут востребованы еще ближайшие 5-7 лет точно.

Вопрос: Выпускники каких направлений (специальностей) востребованы в вашей компании?

Ответ:  Наша компания работает на стыке экономики и компьютерных, информационных технологий, поэтому в качестве консультантав нам подходят как выпускники ИТ-специальностей, так и экономических, финансовых и бухгалтерских. К слову сказать, в нашей компании примерно у половины консультантов образование экономическое, у другой половины – компьютерное.

Соответственно, каждая половина в первые два года проходит «дополнительное образование»: компьютерщики изучают бюджетирование, планирование и управление производством, управленческий учет, управление строительством, транспортом, менеджмент, управление по показателям (KPI).

Экономисты, в свою очередь изучают СУБД, SQL-запросы, структуры баз данных и др. И те, и другие изучают более детально управление проектами с использованием информационных систем, например, Microsoft Project и функционал систем, которые мы предлагаем нашим заказчикам.

Вопрос: Как вы оцениваете уровень теоретической подготовки сегодняшних выпускников ?

Ответ: Подготовка большинства выпускников действительно сильно «теоретическая», практические знания очень поверхностные. Речь идет, прежде всего, о практическом использовании специализированных программных продуктов, которые применяются сегодня в бизнесе.

Думаю, если бы экономисты, финансисты в ходе курсовых и дипломных работ по организации бюджетирования в компании использовали любой программный продукт (1С, PROPHIX, Галактика ERP и др.), в котором сразу выявляются «детские» ошибки бюджетирования, то к концу создания автоматизированного бюджета, они бы очень четко представляли, как организовать бюджетный процесс в любом предприятии.

Вопрос:  Что реально требуется от сегодняшнего выпускника в области ИТ-консалтинга, какие знания и умения, какие компетенции и личностные характеристики?

Ответ: Учитывая наш опыт и опыт многих наших коллег в этой области, мы можем сформулировать составляющие успеха вчерашнего выпускника, приходящего в ИТ-консалтинг. Если общий показатель успешности работы новичка взять за 100%, то он будет состоять из трех основных частей:

1. Коммуникабельность, умение общаться с людьми - 50% успеха;

2. Знание предметной области (понимание процессов бюджетирования, управленческого учета, управления производством, продаж и т.д., т.е. как они организованы на предприятии, а не в каком-нибудь программном продукте) - 25% успеха;

3. Знание внедряемого программного продукта - 25% успеха.

Консультант должен уметь работать самостоятельно, когда никто не подгоняет и не контролирует, быть неконфликтным, психологически устойчивым, поскольку внедрение системы – это работа с людьми, со всеми вытекающими из этого психологическими последствиями.

Здесь бывает все – от легких манипуляций и давления на консультанта, до жесткого прессинга и обвинений в том, чего не делал. Надо уметь все это выслушать, перевести в конструктивное русло и получение результата.

Вопрос: Насколько отвечают выпускники или студенты этим требованиям ?

Ответ: Все люди разные, поэтому у кого-то хорошо все получается, у кого-то удовлетворительно. Но, как в любом деле, - если поставить себе цель, то можно всему научиться и преодолеть в первую очередь себя, свои привычки, получить наивысшую компетенцию, признание коллег и заказчиков.

Вопрос: Чего не хватает сегодняшним студентам-выпускникам? Как в области знаний, так и в области личных качеств?

Ответ: Не хватает упорства в основном, многие начинающие специалисты пасуют перед трудностями, не хотят их решать, думая, что попав в другую компанию, они смогут начать жизнь с «чистого листа». Однако от себя не убежишь, все трудности – они в нашей голове.

Если тренироваться, быть упорным, то со временем можно научиться преодолевать любую задачу легко и непринужденно – так и получаются любые компетенции. Они же не с неба падают, сначала на велосипеде, сноуборде, роликах чувствуешь себя не уверенно, но в результате тренировок можно добиться значительных успехов. Все зависит от того, сколько времени человек готов инвестировать в себя, свое развитие, в тренировки.

По всей видимости, работы только на стороне вуза в любом случае будет недостаточно. И уже в самом предприятии необходимо "выращивание" специалистов из вчерашних студентов, выпускников. Так, в компании «Тюмбит-АСУ» для этого разрабатываются персональные траектории «ввода в строй» и повышения квалификации сотрудников на ближайшие годы.

Вопрос: Что можно предложить для решения проблемы обеспечения отрасли качественными кадрами?

Ответ: Я думаю, очень важно использовать в обучении студентов любых специальностей программные продукты. Это очень сильно упорядочивает информацию в голове будущего специалиста. Такие науки, изучаемые в ВУЗах, как менеджмент, планирование, управление финансами и другие, «овеществленные» в программе, становятся гораздо понятнее, запоминаются лучше. Да и на будущем месте работы это пригодится.

Ну, а для более полного погружения  в реальный бизнес крайне полезной бывает производственная или дипломная практика, причем такая, когда студент неформально, по-настоящему, участвует в решении бизнес-задач и проектах предприятия (пусть пока и в качестве помощника). Конечно, такая «настоящая» практика возможна при соответствующей организации работы со студентом.

Наша компания готова брать на практику хорошо успевающих студентов, уже начиная со второго курса, и именно для участия в настоящих бизнес-проектах. Уверен, что профессиональный опыт и знания, приобретаемые студентом в ходе такой практики, будут очень полезны как в дальнейшем обучении, так и при трудоустройстве после окончания вуза.
Подобные интервью и экспресс-опросы отражают частную  экспертную точку зрения.

Дальнейшая работа предполагает не только декларацию требований к выпускникам и состояния дел в области их компетенций, но и разработку мероприятий для совершенствования взаимодействий в системе вуз-предприятие. Представляется целесообразной разработка конкретных планов на учебный год (на уровне института и, возможно, выпускающих кафедр), куда войдут мероприятия, проводимые совместно с ИТ-компаниями.

При этом следует учесть, что сегодня кроме традиционных практик и дипломных работ,  нужны более активные формы взаимодействия - привлечение специалистов предприятий к проведению лекций и семинаров, презентаций на соответствующих направлениях подготовки студентов, в том числе, и перед абитуриентами; участие бизнеса во внедрении интерактивных методов профессионального образования. К последнему, в частности, можно отнести разработку кейсов и проведение кейс-турниров среди студентов; реализацию проектного обучения на базе специализированных, учебных версий программных систем.

Еще один интересный опыт, который уже апробирован на кафедре Информационных систем ТюмГУ  - это проведение бинарных лекций, когда лекции для студентов проводят сразу два специалиста - один практик с предприятия, другой - профессиональный преподаватель с кафедры. Такого рода сотрудничество позволяет активизировать интерес студентов, показать им практическую важность вузовских дисциплин и мотивировать на изучение теоретических вопросов.

Кроме того, нужна обратная связь от предприятия к вузу. Сегодня уже достаточно широко применяется практика, когда ведущие специалисты отрасли привлекаются к определению содержания образовательных программ, квалификационных требований к выпускникам.

При планировании мероприятий по взаимодействию вуз-предприятие эту взаимосвязь целесообразно дополнять  и отношениями другого рода. Чрезвычайно полезным для обеих сторон может оказаться опыт совместного проведения отраслевых научно-практических и методических семинаров, на которых не только представители бизнеса рассказывают о своих задачах и способах их решений, но и научно-педагогические работники вуза могут представить ИТ-сообществу результаты современных исследований, новые методы решения задач, в  том числе, из смежных предметных областей.

В заключение отметим следующее. Реализация планов совместных мероприятий вуза и предприятия (или многих предприятий) может стать обоюдополезной как для совершенствования системы образования, так и для отбора сотрудников для компаний.

Дополнительным плюсом, который тоже нужно учитывать при планировании, может стать повышение эффективности профориентационной работы среди школьников. С другой стороны, участие в активном взаимодействии станет и серьезным вкладом в создание положительного имиджа предприятия, как социально-ориентированного  и эффективного бизнес-партнера, что, несомненно, приведет к укреплению его позиций на рынке.

Литература
1. Глухих И.Н., Карякин Ю.Е. Инновации и подготовка ИТ-специалистов: как удовлетворить современным требованиям? // От инноваций к качеству образования: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – С. 72-73



Похожие статьи:

Уточним понятие «прикладная информатика»
22 марта 2013,
Прикладная информатика – это высокотехнологичная, наукоемкая и инновационная сфера деятельности, использующая самые последние достижения в области информационно-коммуникационных технологий и ... Читать полностью

Введение
Вводная статья к теме «Информационное общество и проблемы прикладной информатики». 22 марта 2013,
Шапцев Валерий Алексеевич, д.т.н., профессор. Тюменский государственный университет, г.Тюмень Информационное общество и проблемы прикладной информатики Цель дисциплины «Информац ... Читать полностью

Литература
05 июня 2012,
В текстах лекций указаны ссылки на конкретные учебники, которые полезно прочитать и/или материал которых использован при написании. Ссылки-обозначения приведены в квадратных скобках. [Венд ... Читать полностью

Тема 1. Основы систем управления предприятиями. Общее понятие системы. ч.3
06 мая 2012,
Рис. 1.1. Обобщенное представление системы «Предприятие» на макроуровне Рис. 1.2. Упрощенный пример представления системы на микроуровне Читать дальше: ... Читать полностью

Тема 1. Основы систем управления предприятиями. Общее понятие системы ч.4
06 мая 2012,
Среди многообразия различных систем отметим те из них, о которых нужно иметь представление при изучении ЭИС. Техническая система представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный ко ... Читать полностью