Введение
Шапцев Валерий Алексеевич, д.т.н., профессор. Тюменский государственный университет, г.Тюмень
Информационное общество и проблемы прикладной информатики
Цель дисциплины «Информационное общество и проблемы прикладной информатики» − изучение современного представления об информационном обществе, его основных характеристиках и проблемах его формирования, требующих решения средствами прикладной информатики. Обсуждаются также проблемы развития самой прикладной информатики в контексте становления информационного общества.
Задачи освоения дисциплины:
— ознакомить студентов с основными понятиями, связанными с информационным обществом;
— рассмотреть модель информационного общества как цель развития цивилизации на данном этапе её эволюции;
— сформулировать и усвоить проблематику прикладной информатики в контексте формирования информационного общества;
— привить студентам навыки стратегического анализа процесса информатизации общества;
— дать представление о том, что обучение и образование – не одно и то же.
«Научить – это значит передать знание… Образование есть передача понимания и мудрости» [Акофф Р.Л. Менеджмент в XXI веке. Преобразование корпорации / Перев. с англ. Ф.П. Тарасенко. – Томск: Изд-во ТГУ, 2006. – С. 203-229].
В результате освоения дисциплины студенты магистратуры должны знать:
— правительственные документы, связанные с формированием информационного общества в России,
— историю развития представлений об информационном обществе,
— определение информационного общества, его характерные черты,
— противоречия и проблемы, решение которых требует применения методов и средств прикладной информатики,
— тенденции процесса информатизации общества;
уметь:
— критически осмысливать происходящие в обществе процессы, связанные с информатизацией и развитием средств коммуникации,
— формулировать и обосновывать задачи, возникающие в процессе формирования информационного общества,
— выбирать подходы к их решению,
— воспринимать и оценивать отдалённые последствия планируемых и совершаемых действий в области информатики (быть мудрым),
— объяснять, отвечать на вопросы «почему?» в избранной сфере деятельности (понимать).
В дисциплине обращается особое внимание на различие понятий «информация» и «носитель информации» [1]. Это важно как для понимания состояния общества в настоящее время и сути информационного общества, так и для формулирования проблем прикладной информатики. Здесь уместно вспомнить поговорку: «Грамм информации стоит килограмма данных, грамм знаний стоит килограмма информации, грамм понимания стоит килограмма знаний, грамм мудрости стоит килограмма понимания» (Акофф Р.Л., с. 207, см. выше).
Автор пособия рекомендует ознакомление с ниже следующим материалом магистрантов и студентов всех специальностей, так как формирование информационного общества охватывает все сферы жизнедеятельности людей. Более того, проблемы и конкретные задачи прикладной информатики по сути должны формулироваться заказчиками, а не только самими ИТ-специалистами. Это, в свою очередь, требует наличия у профессионалов всех специальностей компетенций в области возможностей математики и информатики, а также понимания тенденций развития общества.
Вопросы для самопроверки, представленные в конце первых трех разделов, имеют двойную нумерацию: номер раздела / номер по порядку. Темы для докладов имеют сквозную нумерацию в порядке следования.
Теоретический материал методички формировался в процессе обсуждения докладов на семинарах со студентами 1-го курса бакалавриата направления прикладная информатика (1-й семестр) и 1-го курса магистратуры направления прикладная информатика (1-й семестр) в 2010-11 и в 2011-12 учебных годах. Автор выражает искреннюю признательность студентам, активно оппонировавшим, живо обсуждавшим предлагаемые вопросы, высветившим в своих докладах нюансы состояния и формирования информационного общества.
далее "Ретроспектива развития цивилизации и понятия информационного общества"
Похожие статьи:
Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Введение в методологии информационного моделирования бизнес-процессов при разработке АСУ. ч.3 |
02 июня 2012, |
На рис.4.9.4.14 показаны компоненты и примеры моделей SADT, DFD. На сайте www.finexpert.ru можно найти реальные модели бизнес-процессов, представленные на нескольких уровнях, а также много другой ... Читать полностью |
Тема 4. Информационное моделирования при построении ИПС. Информационное моделирование при построении АСУ. ч.2 |
02 июня 2012, |
При построении и внедрении АСУ на предприятии на этапах обследования и оптимизации бизнес-процессов (подробнее про этапы – см. тему 5) строятся две информационные модели (рис.4.7): ... Читать полностью |
Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Введение в методологии информационного моделирования бизнес-процессов при разработке АСУ. ч.1 |
02 июня 2012, |
Примечание: рассматриваемый здесь материал является вводным в различные методологии моделирования процессов при разработке информационных систем. Он может быть полезным при выполнении практических ... Читать полностью |
Литература |
05 июня 2012, |
В текстах лекций указаны ссылки на конкретные учебники, которые полезно прочитать и/или материал которых использован при написании. Ссылки-обозначения приведены в квадратных скобках. [Венд ... Читать полностью |
Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах. Технологии систем, основанных на знаниях (СОЗ). ч.4 |
05 июня 2012, |
Общий процесс вывода решения в ситуационной системе может быть представлен следующими этапами: - идентификация текущей ситуации (т.е. оценивание значений ее параметров); - сравнение текущей сит ... Читать полностью |