Простым языком про RPA



 

     Robotic Process Automation, RPA - это новое направление автоматизации бизнес-процессов, позволяющее изменить сам подход к исполнению повторяемых задач, связанных с ручным вводом и обработкой данных.

     Особенность Robotic Process Automation в том, что в рамках данной технологии приложение (программный робот) взаимодействует с другим приложением не через API (Application Programming Interface) или интеграционную шину, а через существующий пользовательский интерфейс. То есть одна программа общается с другой программой, имитируя действия пользователя.

     За аббревиатурой скрывается специальное программное обеспечение, которое способно регистрировать, анализировать и интерпретировать активность других приложений. То есть RPA-приложение можно "натренировать" так, чтобы оно повторяло те или иные алгоритмы действий в рамках различных бизнес-процессов. Например, оно может осуществлять самостоятельно банковские переводы, манипулировать какими-то данными, инициировать ответы на запросы и взаимодействовать с другими системами. Основной целью RPA-приложений является полный отказ или заметное снижение доли "человеческого" участия в массовой IT-поддержке, обеспечении рабочих процессов, управлении удалённой инфраструктурой и различных вспомогательных задачах. В первую очередь RPA ориентирован на финансовый сектор, бухгалтерию, управление поставками, поддержку клиентов и даже управление кадрами.

     Под RPA-приложением подразумеваются программные пакеты. В них входят всевозможные инструменты для сбора данных, включая съёмку скриншотов, OCR, модули подключения к серверам и веб-сайтам. Также в движках RPA-пакетов зачастую используются алгоритмы, аналогичные применяемым в инструментах по управлению бизнес-процессами. При всём при этом RPA-пакеты снабжаются понятными графическими интерфейсами и не требуют постоянного внимания при повседневной эксплуатации.

     С одной стороны, внедрение RPA обещает огромную экономию средств и избавление IT-сотрудников от скучной и нудной рутины. Но с другой стороны, это ставит под угрозу само существование целого ряда профессий и должностей, занимаемых этими самыми IT-сотрудниками. И речь идёт уже далеко не только о задачах по механическому выполнению каких-то операций. 

     Неужели?

     Некоторые из первопроходцев уже заменили RPA-комплексами около 60% своих сотрудников. В первую очередь автоматизации подверглись службы обслуживания ЦОД, серверной и сетевой инфраструктуры. Отделы разработки и поддержки ПО оказались вне опасности, однако есть все предпосылки к тому, что RPA будет постепенно, шаг за шагом внедряться и в эту сферу. Может быть, сейчас это выглядит маловероятным, но даже текущие возможности RPA многие когда-то подвергали сомнению.

     Скорее всего, первыми перед автоматизацией встанут такие задачи, как ввод информации в БД, в том числе с клавиатуры, формирование и обработка выборок по каким-либо правилам. Да почти любой процесс, функционирующий в рамках системы правил, можно автоматизировать с помощью RPA-технологий. Яркий пример — тестирование программного обеспечения.

 

     Какие результаты можно ожидать от Robotic Process Automation? Для оценки давайте перечислим самые очевидные отличия робота от человека:

1. Роботы готовы выполнять поставленные задачи 24 часа в сутки. Они не болеют, не ходят в отпуск, у них не бывает плохого настроения.

2. Роботы не ошибаются. Единожды правильно настроенный робот выполняет свои задачи без ошибок, которые периодически будут возникать у человека.

3. Когда исполняемый процесс требует модификации, роботу достаточно изменить правила работы (модифицировать скрипт), сотрудников же надо переучивать.

4. Роботы ведут 100% лог своих действий. Это особенно важно для соответствия различным законодательным и индустриальным требованиям (be in compliance with).

5. В зависимости от типа роботизируемого процесса, один робот по производительности заменяет от трех до восьми человек.

6. Роботу не нужно рабочее место в офисном центре и медицинская страховка.

     Вне зависимости от того, как RPA будет развиваться в дальнейшем, эта технология принесёт определённую сумятицу в IT-сектор: миграция работников, всплеск популярности образовательных программ, осваивание компаниями новых систем. Вряд ли все эти процессы будут сразу заметны, начинаться будет постепенно. Как с интернетом, чьё удешевление и широкое распространение подняло на совершенно новый уровень такое явление, как аутсорсинг, в результате чего многим людям по всему миру пришлось менять работу или переквалифицироваться. Зато рынки труда в ряде стран только выиграли от этого. 

     С другой стороны, RPA может стать причиной куда более масштабных перемен. Уж как минимум с точки зрения социальной напряжённости, неприятия со стороны десятков тысяч людей, чьё благополучие окажется под угрозой. Несмотря на то, что для настоящих профессионалов приход RPA вовсе не будет трагедией.





Похожие статьи:

3.5 Сетевые модели и графы. ч.3
11 июля 2012,
Вершины в семантической сети (СС) могут означать разные по природе объекты, а дуги между ними – различные по смыслу отношения. Это позволяет строить сложные и полные модели предметной области ... Читать полностью

Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Информационное моделирование при построении ИПС. ч.1
01 июня 2012,
Основным назначением информационно-поисковых экономических систем является информационное обеспечение руководителей и работников предприятий на основе выдачи ответов на их запросы. В общем случае с ... Читать полностью

3.5 Сетевые модели и графы. ч.2
11 июля 2012,
Еще одним примером графовой модели знаний может служить так называемое дерево решений (дерево – это вид графа, в котором нет циклов). В дереве решений (рис.3.3) может быть заложен процесс выв ... Читать полностью

3.8 Ситуационный подход в представлении знаний и выводе решений. ч.2
26 июня 2012,
Пользуясь терминами теории измерений, можно сказать, что значение атрибутов могут быть измерены в любой из известных шкал - номинальной (классификационной), абсолютной, относительной, ранговой, бал ... Читать полностью

Резюме к 4 главе
25 июня 2012,
1. В ИИС можно выделить три стратегии получения знаний, т.е. «обучения» системы: - приобретение знаний в СОЗ из источников; - формирование знаний в системах интеллектуального ана ... Читать полностью