Простым языком про RPA

 

Robotic Process Automation, RPA - это новое направление автоматизации бизнес-процессов, позволяющее изменить сам подход к исполнению повторяемых задач, связанных с ручным вводом и обработкой данных. По своей сути это легко адаптируемое под ваши нужды ПО, которое подключается через API и имитирует все необходимые действия человека. Сюда же можно добавить чат-ботов, систему распознавания текста и человеческого голоса и другие элементы.

Каждый из модулей является самостоятельным продуктом, и все они управляются единой платформой, координирующей работу RPA. Платформа может запускать роботов по запросу или по расписанию, выдавать оператору наглядные графики по успешно пройденным или сорванным операциям, а также формировать детальные отчеты по работе RPA-системы.

ПроRPA

За аббревиатурой скрывается специальное программное обеспечение, которое способно регистрировать, анализировать и интерпретировать активность других приложений. То есть RPA-приложение можно "натренировать" так, чтобы оно повторяло те или иные алгоритмы действий в рамках различных бизнес-процессов. У робота есть виртуальное рабочее место.

Он использует клавиатуру, мышь, но только с помощью экранных форм. Все это происходит в виртуальной среде. Робот самообучается, некоторое время наблюдая и анализируя действия выбранной группы пользователей или одного конкретного сотрудника. RPA дает бизнес-пользователям инструмент для снижения количества рутинных операций.

Это уменьшает загрузку ИТ-отдела и повышает эффективность выполнения бизнес-задач. Например, оно может осуществлять самостоятельно банковские переводы, манипулировать какими-то данными, инициировать ответы на запросы и взаимодействовать с другими системами. Основной целью RPA-приложений является полный отказ или заметное снижение доли "человеческого" участия в массовой IT-поддержке, обеспечении рабочих процессов, управлении удалённой инфраструктурой и различных вспомогательных задачах. В первую очередь RPA ориентирован на финансовый сектор, бухгалтерию, управление поставками, поддержку клиентов и даже управление кадрами.

Под RPA-приложением подразумеваются программные пакеты. В них входят всевозможные инструменты для сбора данных, включая съёмку скриншотов, OCR, модули подключения к серверам и веб-сайтам. Также в движках RPA-пакетов зачастую используются алгоритмы, аналогичные применяемым в инструментах по управлению бизнес-процессами. При всём при этом RPA-пакеты снабжаются понятными графическими интерфейсами и не требуют постоянного внимания при повседневной эксплуатации.

С одной стороны, внедрение RPA обещает огромную экономию средств и избавление IT-сотрудников от скучной и нудной рутины. Но с другой стороны, это ставит под угрозу само существование целого ряда профессий и должностей, занимаемых этими самыми IT-сотрудниками. И речь идёт уже далеко не только о задачах по механическому выполнению каких-то операций.

Неужели?

Некоторые из первопроходцев уже заменили RPA-комплексами около 60% своих сотрудников. В первую очередь автоматизации подверглись службы обслуживания ЦОД, серверной и сетевой инфраструктуры. Отделы разработки и поддержки ПО оказались вне опасности, однако есть все предпосылки к тому, что RPA будет постепенно, шаг за шагом внедряться и в эту сферу. Может быть, сейчас это выглядит маловероятным, но даже текущие возможности RPA многие когда-то подвергали сомнению.

Скорее всего, первыми перед автоматизацией встанут такие задачи, как ввод информации в БД, в том числе с клавиатуры, формирование и обработка выборок по каким-либо правилам. Да почти любой процесс, функционирующий в рамках системы правил, можно автоматизировать с помощью RPA-технологий. Яркий пример — тестирование программного обеспечения.

Преимущества RPA

• 12 000 и более часов работы сотрудников в год может выполняться одним RPA-ботом.

• Существенный рост производительности труда. Инвестиции в RPA – это, в первую очередь, инвестиции в людей. RPA освобождает сотрудников от выполнения избыточных рутинных операций и позволяет им уделять больше времени решению сложных задач.

• Высокая надежность исполнения. Алгоритмы RPA позволяют практически полностью исключить ошибки и «человеческий фактор» в многократно повторяющихся операциях, имеющих критическое значение для успеха компании.

• Сокращение затрат при росте бизнеса. Масштабирование бизнес-процессов с RPA обходится в 2-3 раза дешевле, чем при традиционном расширении штата сотрудников даже без учета затрат на найм и тренинг персонала (лицензии программы RPA обходятся существенно дешевле средней зарплаты сотрудника).

• Снижение кадровых рисков. Увеличение удовлетворенности сотрудников своей работой, избавленной от повторяющихся однотипных операций. Способствует профессиональному росту и ведет к уменьшению текучести кадров.

• Быстрая окупаемость внедрения.  В отличие от дорогостоящих и ресурсоемких внедрений ИТ-систем или интеграций существующих решений, типовое внедрение RPA окупается в российских компаниях за 6-9 месяцев, в зависимости от объема выполняемых «виртуальными роботами» операций.

Функционал RPA для бизнес-пользователей доступен интуитивно и не требует особых технических знаний. Робота легко настраивать и запускать обучение.

Внедрение RPA в России

2017 год положил начало распространению технологий RPA в России. Повысилась осведомленность руководителей бизнеса о возможностях RPA-систем. Свою роль сыграло и то, что лидеры рынка RPA-решений изменили ценовую политику. За счет этого срок окупаемости внедрений таких систем составляет менее одного года.

Суммарный объем лицензионного внедрения RPA в России к концу 2017 был невелик (не больше 1000 единиц). В основном, это обусловлено тем, что большинство потенциально заинтересованных в технологии руководителей обратили на нее внимание лишь во второй половине года. Это означает, что пока ими проводятся пилотные проекты, не требующие лицензий.

Эффект от внедрения RPA

Согласно результатам опроса HFS Research, многие компании, внедрившие RPA-технологии, получили ощутимую выгоду и конкурентные преимущества.

А по информации от компании ABBYY, внедрение их продуктов в RPA позволило многим организациям значительно уменьшить накладные расходы.

RPA сегодня

Современные RPA-системы могут полностью или частично автоматизировать работу, которую раньше приходилось делать вручную. Взять, к примеру, операционный офис крупного банка: 200 человек больше половины своего рабочего времени просто вбивают реквизиты клиентов в программу и переносят данные из одной системы в другую, распечатывают всякие квитанции-счета-справки. И всю эту примитивную рутину можно автоматизировать.

Рынок RPA в цифрах

Глобальный рынок RPA:

• В 2016 году объем рынка составил $271 млн.

• 100-150% составил прирост мирового объема внедрений RPA в 2017 году.

• Более 70% крупных международных компаний уже применяют технологии RPA.

• Увеличение количества поисковых запросов в 2,5 раза за 5 лет.

Темпы роста рынка RPA (прогноз до 2021 года):

К 2021 году может вырасти до $3 млрд.

Ключевые факторы роста:

• RPA-системы развиваются и адаптируются под большинство корпоративных процессов.

• Синергия RPA-систем и искусственного интеллекта позволит влиять на процессы принятия управленческих решений.

По данным GVR (Grand View Research, Inc.), к 2025 году ожидается, что расходы компаний на технологии RPA составят $3,11 миллиардов.

Какие результаты можно ожидать от Robotic Process Automation? Для оценки давайте перечислим самые очевидные отличия робота от человека:

1. Роботы готовы выполнять поставленные задачи 24 часа в сутки. Они не болеют, не ходят в отпуск, у них не бывает плохого настроения.

2. Роботы не ошибаются. Единожды правильно настроенный робот выполняет свои задачи без ошибок, которые периодически будут возникать у человека.

3. Когда исполняемый процесс требует модификации, роботу достаточно изменить правила работы (модифицировать скрипт), сотрудников же надо переучивать.

4. Роботы ведут 100% лог своих действий. Это особенно важно для соответствия различным законодательным и индустриальным требованиям (be in compliance with).

5. В зависимости от типа роботизируемого процесса, один робот по производительности заменяет от трех до восьми человек.

6. Роботу не нужно рабочее место в офисном центре и медицинская страховка.

Вне зависимости от того, как RPA будет развиваться в дальнейшем, эта технология принесёт определённую сумятицу в IT-сектор: миграция работников, всплеск популярности образовательных программ, осваивание компаниями новых систем. Вряд ли все эти процессы будут сразу заметны, начинаться будет постепенно. Как с интернетом, чьё удешевление и широкое распространение подняло на совершенно новый уровень такое явление, как аутсорсинг, в результате чего многим людям по всему миру пришлось менять работу или переквалифицироваться. Зато рынки труда в ряде стран только выиграли от этого.

С другой стороны, RPA может стать причиной куда более масштабных перемен. Уж как минимум с точки зрения социальной напряжённости, неприятия со стороны десятков тысяч людей, чьё благополучие окажется под угрозой. Несмотря на то, что для настоящих профессионалов приход RPA вовсе не будет трагедией.

Хостинг служб RPA также согласуется с метафорой программного робота, причем каждый роботизированный экземпляр имеет свою собственную виртуальную рабочую станцию, очень похожую на человека-работника. Робот использует элементы управления клавиатурой и мышью, чтобы выполнять действия и выполнять автоматизацию. Обычно все эти действия выполняются в виртуальной среде, а не на экране; роботу не нужен физический экран для работы, а он интерпретирует экран в электронном виде. Масштабируемость современных решений, основанных на таких архитектурах, как задолго до появления технологии виртуализации, без которой масштабируемость больших развертываний будет ограничена доступной способностью управлять физическим оборудованием и связанными с ним затратами. Реализация РПА на предприятиях показала значительную экономию средств по сравнению с традиционными решениями, не относящимися к RPA.

Однако с RPA существует несколько рисков. Критика включает в себя риски удушения инноваций и создания более сложной среды обслуживания существующего программного обеспечения, которая теперь должна учитывать использование графических пользовательских интерфейсов таким образом, каким они не предназначались для использования.

Как стать RPA-разработчиком с нуля

При приеме на работу на должность RPA-инженера обращают внимание в первую очередь на алгоритмическое/процессное мышление.

Но есть определенный набор навыков, которые все же нужны, если вы хотите попробовать себя в RPA. Это:

Знание технологий Microsoft Technology (VB .NET, Windows, SQL Server, Web Services, MS Office) на базовом уровне.

Понимание правил и принципов анализа, дизайна, разработки, внедрения и поддержки кода в разных контекстах — но будет достаточно и базового уровня (к примеру, просмотра видеоуроков).

А если вы хотите в будущем углубиться в такие технологии, как машинное обучение и искусственный интеллект, а также в более «продвинутое» RPA, то, во-первых, нужно изучить наиболее известные платформы и инструменты RPA: Automation Anywhere, UiPath, Blue Prism, Softomotive, Kryon Leo, WorkFusion и т. п. Во-вторых, научиться писать код. В основном рекомендуют изучать Java, также можно выучить Python, .NET, C#. С самого старта уметь кодить необязательно, но если есть желание углубляться в RPA, то придется учить один из языков программирования, чтобы расширить существующий функционал RPA-платформы, если его перестанет хватать.

Ниже представлен список книг, которые тоже помогут быстрее вникнуть в технологию:

Phil Fersht, Saurabh Gupta «The RPA Bible: your practical & technical guide to RPA»;

«Rewiring the robots within your organization»;

Владимир Репин "Бизнес-процессы: моделирование, внедрение, управление".

Использованные источники

1. Александр Садыков, заместитель начальника отдела тестирования «Инфосистемы Джет» http://othermedia.info/?p=22953

2. Марика Река https://habr.com/ru/company/asus/blog/366805/

3. Полина Дуйкова руководитель направления внедрений СЭД/ECM Департамента бизнес-решений Softline http://sldonline.ru/article-content/330/

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Robotic_process_automation

5. Jobs, productivity and the great decoupling, by Professor McAfee, Principal Research Scientist at MIT’s Center for Digital Business.

6. Rise of the software machines, Economist Magazine.

7. London School of Economics Releases First in a Series of RPA Case Studies, Reuters

8. Humans and Machines: The role of people in technology-driven organisations, Economist Magazine.

9. Robotic Automation as Threat to Traditional Low Cost Outsourcing, HfS Research.

10. Times BPO Supplement, Raconteur, June 2013

11. Visions of the Future: The Next Decade in BPO, Outsource Magazine.





Похожие статьи:

3.5 Сетевые модели и графы. ч.3
11 июля 2012,
Вершины в семантической сети (СС) могут означать разные по природе объекты, а дуги между ними – различные по смыслу отношения. Это позволяет строить сложные и полные модели предметной области ... Читать полностью

Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Информационное моделирование при построении ИПС. ч.1
01 июня 2012,
Основным назначением информационно-поисковых экономических систем является информационное обеспечение руководителей и работников предприятий на основе выдачи ответов на их запросы. В общем случае с ... Читать полностью

3.5 Сетевые модели и графы. ч.2
11 июля 2012,
Еще одним примером графовой модели знаний может служить так называемое дерево решений (дерево – это вид графа, в котором нет циклов). В дереве решений (рис.3.3) может быть заложен процесс выв ... Читать полностью

3.8 Ситуационный подход в представлении знаний и выводе решений. ч.2
26 июня 2012,
Пользуясь терминами теории измерений, можно сказать, что значение атрибутов могут быть измерены в любой из известных шкал - номинальной (классификационной), абсолютной, относительной, ранговой, бал ... Читать полностью

Резюме к 4 главе
25 июня 2012,
1. В ИИС можно выделить три стратегии получения знаний, т.е. «обучения» системы: - приобретение знаний в СОЗ из источников; - формирование знаний в системах интеллектуального ана ... Читать полностью