Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах. Технологии систем, основанных на знаниях (СОЗ). ч.4
Общий процесс вывода решения в ситуационной системе может быть представлен следующими этапами:
- идентификация текущей ситуации (т.е. оценивание значений ее параметров);
- сравнение текущей ситуации с ситуациями, имеющимися в БЗ и выбор той из них, которая наиболее близка к данной текущей ситуации;
- вывод того решения, которое в БЗ связано с выбранной ситуацией.
При построении базы знаний ситуационной системы можно использовать два подхода:
- описание типовых ситуаций, представляющих собой характерные классы условий для выбора решения. В этом случае вывод основан на распознавании класса текущей ситуации по некоторым правилам или критериям;
- описание ситуаций-примеров, т.е. тех, которые имели место быть ранее в данной области. В этом случае главным становится введение метрик сходства между ситуациями и оценка близости текущей ситуации с ситуациями-примерами.
В обоих случаях система может быть настроена так, чтобы предлагать пользователю не один, а несколько вариантов возможных решений и обосновывать эти предложения описаниями тех ситуаций, которые пользователь может проанализировать самостоятельно. По существу, система просто отбрасывает те решения, которые очевидно не подходят в данной ситуации, и оставляет пользователю значительную свободу для выбора окончательного решения. Данный подход особенно удобен для пользователей высокого уровня самостоятельности – руководителей, менеджеров высшего звена, высококвалифицированных специалистов, а также для поиска решений по аналогии, когда в БЗ отсутствует точное описание текущей ситуации.
Корпоративные базы знаний (КБЗ). Повышение сложности профессиональных задач, как следствие повышение требований к квалификации персонала и трудности подготовки высококвалифицированных опытных кадров привели к естественному желанию сохранять знания специалистов, опыт решения проблемных задач и сделать их доступными для работников предприятия. Эти задачи призваны решать корпоративные базы знаний, идея которых получает все большее развитие, особенно, в передовых зарубежных компаниях. В настоящее время не определена общая технология создания и использования КБЗ, скорее, имеется некоторая концепция сохранения и использования знаний корпорации. На предприятиях эти знания могут быть представлены с помощью информационно-поисковых, в частности, гипертекстовых систем, ситуационных советующих систем, интегрироваться с базами данных и содержать в себе описания проблем и возможных решений, актуальную документацию, выполненные проекты, технологии и т.п. Отметим, что создание КБЗ преследует и такую цель, как устранение зависимости предприятия от отдельных специалистов, приобретших уникальный опыт решения проблемных задач в данной области и имеющих знания, отсутствующие в учебниках, методических и технических материалах.
Читать дальше:
Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах. Технологии интеллектуального анализа данных (Data Mining, Knowledge discovery in databases). ч.1