1.3. Управление в организационно-экономических системах

1.3. Управление в организационно-экономических системах 

 

Система управления предприятием является иерархической системой, в которой выделяются различные уровни управления (рис.1.5), соответствующие организационной структуре самого предприятия.

По функциональному признаку выделяют следующие уровни управления:

- первый (низший) уровень управления. Здесь осуществляется сбор, обработка, передача на верхний уровень информации, а также управление непосредственными исполнителями производственных задач, оборудованием с учетом команд верхнего уровня.

- уровень оперативного управления - учет и анализ информации (об имеющихся ресурсах, выполнении производственных заданий), координация работы низших уровней, оперативная корректировка режимов работы и контроль качества, передача информации на верхний уровень;

- уровень планирования (стратегический уровень) – управление и контроль работы уровня оперативного управления, формирование планов (принятия решений по планированию и реорганизации), общий контроль работы предприятия.


Иерархическая система управления предприятием



Рис. 1.5. Иерархическая система управления предприятием



На каждом уровне выделяются собственные субъекты и объекты управления. Для каждого уровня и для управления предприятием в целом характерно наличие следующих основных этапов – фаз управления (в зависимости от уровня объемы задач в этих фазах, способы их решения будут, очевидно, различны), которые показаны на рис.1.6:

- планирование - разработка долгосрочных и краткосрочных планов работы предприятия, составление календарных планов выполнения мероприятия, планов финансирования, планов производства, закупок, продаж и т.п.;

- учет - сбор данных о деятельности предприятия и, возможно, внешних элементов и элементов среды;

- анализ - обработка результатов учета, т.е. учитываемых данных (см. также гл.5);

- регулирование - выработка и реализация решений по регулированию деятельности предприятия с целью достижения плановых показателей. Решения принимаются на основе различных видов анализа, сравнения фактических значений показателей с плановыми, анализа взаимного влияния показателей, сравнения с другими предприятиями, с работой предприятия в иной период и т.п. (см. также гл. 5). В результате анализа принимаются решения о регулировании деятельности подразделений предприятия и (или) регулировании принятых ранее планов.


Фазы управления предприятием

Рис.1.6. Фазы управления предприятием



Подобные решения в общем случае называют управленческими решениями. Среди них можно выделить группы решений, относящиеся к разным уровням иерархии предприятия:

- организационные решения, связанные с изменением организационной структуры предприятия (например, реорганизацией отделов или служб предприятия). Такие решения принимаются относительно редко и в течение достаточно большого периода времени. Для их обоснования и принятия возможно использовать весь арсенал научных методов моделирования и количественного обоснования решений (частично об этих методах говорится в гл.3, 4, для получения более полной информации – см. литературу к этим главам). Важным является то, что эффективность принятых организационных решений во многом обусловливает эффективность последующих решений;

- решения по планированию, которые связаны с принятием, корректировкой, регулированием планов хозяйственной деятельности предприятия (долгосрочных планов и стратегий развития предприятия, календарных планов, планов производства и т.п.). Принятие решений по планированию во многом связано рамками действующей структуры предприятия, в то же время сами планы на разных уровнях определяют задачи для дальнейших оперативных решений;

- оперативные управленческие решения связаны с выработкой вариантов реализации тех или иных планов в рамках действующей структуры предприятия, с оперативным регулированием деятельности подразделений с учетом влияния внешних и внутренних факторов.

Более подробно о задачах принятия решений в системном анализе см. гл.4.

Уровни управления представляют предприятие в вертикальном разрезе. В горизонтальном разрезе можно выделить типовые составляющие сложного объекта управления “предприятие” (см. рис.1.7) и, значит, процесса управления:

- управление производством;

- управление сбытом;

- управление поставками;

- управление формированием спроса (управление состоянием внешней среды – влияние на покупателя, влияние на законодателя и т.п.);

- управление обеспечивающими подсистемами.




Декомпозиция процесса управления предприятием



Рис. 1.7. Декомпозиция процесса управления предприятием





Комплексное использование различных видов информации, автоматизация на этой основе всех фаз процесса управления предприятием осуществляется на базе корпоративных информационных систем (КИС). Под КИС понимается экономическая информационная система, предназначенная для комплексной автоматизации предприятия, обеспечивающая совместную деятельность многих работников предприятия, сбор, учет, анализ и использование данных о финансово-хозяйственной деятельности предприятия в процессах управления.

 

Читать дальше:

#a href="http://www.systematy.ru/articles/14_adaptivnyie_sistemyi"#1.4. Адаптивные системы#/a#



Похожие статьи:

Тема 1. Информация в экономических информационных системах Управление в организационно-экономических системах ч.1
06 мая 2012,
Под управлением понимается воздействие на какую-то систему с целью достижения желаемых изменений в ее состоянии или поведении. Всякое управление предполагает наличие цели, т.е. модели желаемых и ... Читать полностью

Тема 1. Информация в экономических информационных системах Управление в организационно-экономических системах ч.4
06 мая 2012,
--  решения по планированию, которые связаны с принятием, корректировкой, регулированием планов хозяйственной деятельности предприятия (долгосрочных планов и стратегий развития предприятия, ... Читать полностью

Тема 2. Информация в экономических информационных системах. Экономическая информация ч.1
07 мая 2012,
Под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе, то есть сведения о процессах производства, обмена, распределения, накопления и потреблени ... Читать полностью

Тема 1. Основы систем управления предприятиями. Общее понятие системы ч.4
06 мая 2012,
Среди многообразия различных систем отметим те из них, о которых нужно иметь представление при изучении ЭИС. Техническая система представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный ко ... Читать полностью

Тема 1. Информация в экономических информационных системах Управление в организационно-экономических системах ч.2
06 мая 2012,
На рис.1.3. используются следующие обозначения: УС – управляющая система; СУ – субъект управления (говорят также «управляющий орган»); ИО – исполнительный (исполняющий ... Читать полностью