3.2 Продукционная модель (правила продукций). ч.1



Продукционная модель представления знаний является, пожалуй, наиболее распространенной в ИИС. В общем виде правило продукций записывается так:

Если <Условие> То <Заключение>,

где <Условие> может представлять из себя сложное высказывание, состоящее из более простых, связанных связками “И” , “ИЛИ”, “Не”.

В более лаконичном виде пишут еще так:

А → B,

где А – в общем случае сложное условие, а B – утверждение об истинности какого-то нового факта, выводимого из А. В общем случае под B может пониматься не только утверждение истинности, но и вызов математической процедуры для расчета значений некоторых параметров (например, в расчетно-логических ЭС) или выполнение иных действий.

Правила продукций называют еще правилами «Если То» или правилами «IF  THEN» . В базе знаний ЭС может содержаться сотни и тысячи таких правил. Такую БЗ еще называют базой правил, а та часть, где хранятся сведения о тех или иных фактах (подтверждающих истинность или ложность левой части правил) называется базой фактов. Сама ЭС, основанная на правилах продукций, называется еще продукционной экспертной системой.

Распространенность продукционной модели обусловлена следующими свойствами:

- в виде правил продукций эксперту, обычно, бывает легче представить свои рассуждения при выводе решений;

- база знаний в виде правил продукций весьма наглядна и достаточно легко интерпретируема как экспертами, так и пользователями системы;

- с помощью воспроизведения последовательности применяемых правил система достаточно легко может обосновать свои результаты, т.е. дать объяснение того, каким образом получен данный вывод;

- правила продукций позволяют работать с неопределенностью информации, используя для этого различные математические модели (об этом смотри далее).

Рассмотрим иллюстративный пример применения базы продукционных правил. Пусть имеется фирма, торгующая продуктами питания и напитками и имеющая ряд торговых точек в разных районах города. 

В силу специфики районов, в зависимости от периода времени, каких-то других условий спрос на различные продукты не остается постоянным. Для оптимизации продаж возникает задача  поставлять в торговые точки те продукты (и в том количестве), которые будут пользоваться наибольшим спросом именно на данный период времени. Качество решения этой задачи зависит от знаний и опыта продавцов и менеджеров фирмы. Аккумулируя эти знания, можно получить ЭС, централизовано решающую задачи планирования продаж и, соответственно, поставок в торгующие точки.

Актуальной такая ЭС может быть в фирме, где часто меняется состав менеджеров и продавцов. При этом полезными могут быть даже качественные оценки прогноза объема продаж, выраженные в виде «не изменится», «вырастет», «существенно вырастет», «упадет», «существенно упадет» и т.п. (далее мы )

При общении с экспертом могут быть выявлены такие правила:

Если приближаются праздничные дни, то ожидается рост продаж напитка С;

Если рост продаж напитка С, то ожидается рост продаж продукта В;

Если район Р, то к числу праздничных дней добавить день Защиты детей;

Если объем продаж напитка С оставался высоким в течение трех недель И время – период отпусков, то объем продаж всех продуктов – падает

и т.д.

Читать дальше:

3.2 Продукционная модель (правила продукций). ч.2





Похожие статьи:

Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах. Технологии систем, основанных на знаниях (СОЗ). ч.3
05 июня 2012,
Сама последовательность таких правил необязательно отражает последовательность рассуждений эксперта. Эти рассуждения будут организованы машиной вывода. Так, по получению задания на прогнозирование ... Читать полностью

Глава 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И ВЫВОД РЕШЕНИЙ В ИИС. 3.1. Модели представления знаний
11 июля 2012,
В [18] все модели представления знаний делятся на два типа – формальные логические и эвристические модели. Соответственно определяется логический и эвристический метод рассуждений в СОЗ. ... Читать полностью

Резюме к 3 главе
26 июня 2012,
1. Модели представления знаний делятся на два типа – фор-мальные логические и эвристические модели. Соответственно определяется логический и эвристический метод рассуждений в СОЗ. Логически ... Читать полностью

3.2 Продукционная модель (правила продукций). ч.2
11 июля 2012,
При формализации этих знаний они будут преобразованы в более строгую форму вида А → B, где однозначно определяется факт А, и левая часть правила трактуется как утверждение об истинности ил ... Читать полностью

3.8 Ситуационный подход в представлении знаний и выводе решений. ч.4
26 июня 2012,
Последний способ предполагает больший объем работы с экспертами. Он представляется весьма эффективным в случаях, когда пользователь не обладает необходимым резервом времени для выбора решения. И ... Читать полностью