Модель информационного общества
2.1. Определение модели объекта
Вспомним определение модели (М) объекта: М объекта это новый, упрощенный объект, обладающий свойствами оригинала, существенными для решения стоящей задачи. Проще: «модель объекта – это проекция объекта на задачу». В нашем курсе цель (задача) рассмотрения ИО – это система проблем и задач, стоящих перед прикладной информатикой. Для нашего государства (органов власти) модель ИО нужна как теоретическая база, стратегический ориентир жизнедеятельности общества для оптимального распределения усилий и ресурсов государства, в частности, для определения уровня поддержки сферы деятельности, называемой информатикой.
Качество, адекватность модели зависит от используемого конфигуратора (средств разработки модели) и авторов (их квалификации, их модели мира, профессионализма). В нашем случае конфигураторы: текст и графические образы. Авторы - это исследователи, публикующие свои материалы в монографиях, статьях, в Интернете; ваш покорный слуга (автор пособия) и студенты, магистранты и аспиранты, своими вопросами, комментариями и мнениями способствовавшие формированию утверждений, приведённых ниже.
Целесообразно создать компьютерную модель ИО в виде виртуальной реальности для проведения всякого рода экспериментов по проверке различных гипотез о существе ИО и сценариев его развития. Но эта задача должна иметь заказчика и команду профессионалов из разных отраслей знаний.
«Сложность социально-экономических изменений в современном обществе, связанных c беспрецедентным проникновением ИКТ во все сферы человеческой деятельности, характеризуется огромным количеством параметров. Поэтому задача моделирования процессов изменения подобных систем состоит еще и в том, чтобы из всего многообразия выбрать наиболее значимые факторы, существенно влияющие на поведение системы» [13] (см. п. 2.6).
2.2. Понятие общества
Прежде чем формировать модель ИО, рассмотрим определение понятия «общество» (обобщенную модель общества).
Представляется адекватным следующее определение этого термина. Общество – это социальная система, состоящая из людей, взаимодействующих посредством различных средств коммуникации и имеющая целью своё устойчивое развитие [5].
Общество «в широком смысле – обособившаяся (курсив В.А.Ш.: эта характеристика представляется некорректной) от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле − определённый этап человеческой истории» [6].
Этапы развития общества отличаются формами собственности, технологической культурой, средствами производства и средствами коммуникации.
По формам собственности различают рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое (не состоялось) общества. Появилось понятие интеллектуальной собственности, которое связывают с обществом знаний.
По технологическому уровню: каменный век, железный век, мануфактурное производство, индустриальное общество, постиндустриальное общество, возможно информационно-технологическое общество, ноосферное общество как вариант прогноза.
По средствам производства: примитивные орудия труда, средства механизации, автоматизированные и автоматические средства производства, информатизация производства (CALS-технологии, в частности), роботизация.
По средствам коммуникации: речь, письменность, книгопечатание, проводная и радиосвязь, компьютерные телекоммуникации, виртуализация жизнедеятельности (см. раздел 1).
В нашем предмете мы будем ориентироваться на коммуникационный фактор развития общества и информационную культуру его граждан.
Ниже приведена теоретико-множественная структура общества O. Это – нулевое приближение к формализации описания такого сложного динамического объекта как общество. Возможно, это послужит отправным моментом для построения компьютерных моделей развития цивилизации.
О = {H, C, M, P} - социальная система, где: H = {Hi} - люди, P = {Pk} средства производства, С = {Сij,Сik} - взаимодействия между людьми Сij и людьми и средствами производства Сik, M - средства взаимодействия (коммуникации) = {Ml}.
2.3. Жизнедеятельность личности и общество.
Роль информационного взаимодействия
В определении общества фигурирует термин коммуникация. Коммуникативность (от лат. cmmunication связь, общение) − способность к передаче и восприятию информации. Средства коммуникации определяют уровень и эффективность жизнедеятельности членов общества, с одной стороны. С другой стороны, сами люди меняют свою культуру и способы производства под влиянием технологического прогресса. Так что при формировании модели ИО нам необходимо понять и отобразить коммуникационный и личностный компоненты социальной системы.
2.3.1. Средства коммуникации людей обеспечивают взаимодействие людей как во времени (хранение информации), так и в пространстве (телекоммуникация). Под коммуникацией при этом понимаемся единство информации, сообщения и понимания [7]. Информация – свойство материи отображать себя, обеспечивающее, в частности, различение объектов. Сообщение фиксирует контекст коммуникации и является носителем информации. Понимание субъектом контекста коммуникации (выделенной информации) создает предпосылки для новой коммуникации, если выделенная в сообщении информация принята. Принимающий коммуникацию субъект различает (понимает) как предаваемую в коммуникативном акте информацию, так и мотивы абонента к осуществлению коммуникации. Если этого различения не происходит, то имеет место восприятие, не являющееся коммуникацией [7].
Рассел Аккоф, один из классиков исследования операций и системного анализа, предложил следующую, вполне убедительную иерархию: данные – информация – знания – понимание – мудрость. Перед знаниями целесообразно поставить «опыт», т.е. – успешные и неуспешные факты использования информации, выделяемой из данных: данные – информация – опыт – знания – понимание – мудрость. «Каждое из приведенных понятий является основой для последующего, материалом для получения элементов нового более высокого качества знаний. При этом, как считает Р. Аккоф, первые четыре понятия (+ опыт – В.А.Ш.) имеют дело с прошлым или с тем, что уже известно, а «мудрость» касается будущего» [8].
Экспоненциальный рост сигналов, данных, сообщений, в целом носителей информации, усложняют процесс восприятия, выявления необходимой человеку информации (работа в зашумлённом пространстве). Проблема обостряется в условиях роста сложности и динамичности социально-экономической среды. То есть фактор времени выходит на тот же уровень значимости, что и выделенная информация.
Таким образом, если сегодня принять удовлетворительным состояние обеспечения потребностей человека в питании, инфраструктуре и т.п., то прессинг растущего объема носителей информации вносит дискомфорт в жизнедеятельность человека, снижает производительность его труда, обостряет противоречие между ускоренным в целом темпом социально-экономических процессов и замедленной реактивностью человека на события в них.
Информация нам нужна для жизнедеятельности: что делать, как делать, куда направляться, как поддерживать жизненный тонус и т.д. Но необходимая нам в конкретный момент времени информация спрятана в ворохе данных, газетных текстов и рисунков, документов и т.п. И далеко не всегда мы успеваем вовремя выделить адекватную решаемой нами задаче информацию. Конечно, в большом числе случаев решение производственных задач поддерживается информационными системами (ИС). Они из баз данных формируют нам снова данные в форме, ускоряющей их интерпретацию, т.е. выделение необходимой информации. Но на это человеку необходимо время. А развитые сегодня методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать интеллектуальные ИС (ИИС), генерирующие проекты решений для сформулированного человеком условия задачи, используются слишком редко. В этом контексте коммуникативность в системе «человек-ИТ» отстаёт от потребностей динамики социально-экономической среды.
Здесь необходимо отметить отсутствие динамичной коммуникативной среды для взаимодействия населения с властью. Если сфера торговли и банковских услуг «растёт на глазах», то сфера исполнительной и законодательной власти никак не выходит из бумажного потока.
2.3.2. Теперь о другом компоненте общества – о личности. В контексте информатизации общества в литературе рассматривается понятие «информационная культура личности» (ИКЛ), характеризующая в конечном итоге уровень её коммуникативности и эффективности жизнедеятельности в растущем потоке носителей информации. Если же поток носителей информации будет замещён потоком проектов решений, генерируемых ИИС, то под ИК следует понимать, в частности, умение работать с ИИС.
Пока в понятие ИКЛ вкладывается следующий смысл. В XXI веке отношения собственности отходят на второй план. Теперь значимым является не столько материальное богатство личности, сколько её информационно-коммуникативная компетентность [9].
Компетентная в этом плане личность владеет разного рода информацией и широким спектром сведений об окружающем мире (1) – широкие познания; умеет вести диалог «человек-техсистема» (2) – эргономическая коммуникабельность; способна использовать телекоммуникации для удаленного общения с собеседником или управления техническими и организационными системами (3) – глобальная коммуникабельность; может выстраивать диалог с любым собеседником в коммуникационной сети (4) – этичная коммуникабельность. Кроме этого ИК человек должен иметь библиографическую компетентность (5) и уметь адекватно интерпретировать данные, сигналы, документы, графические образы, т.е. выделять адекватную информацию из её носителей (6). Компьютерная грамотность уже не рассматривается отдельно. Эта компетенция формируется внутри перечисленных.
Читать далее про информационное общество
Похожие статьи:
Что ожидается после информационного общества? |
22 марта 2013, |
Осмысливание выше приведённых определений информационное общество станет более прозрачным, если мы попытаемся обосновать следующий этап развития цивилизации, за информационное общество. В лите ... Читать полностью |
Введение | |
22 марта 2013, | |
Шапцев Валерий Алексеевич, д.т.н., профессор. Тюменский государственный университет, г.Тюмень Информационное общество и проблемы прикладной информатики Цель дисциплины «Информац ... Читать полностью |
Источники. Рекомендуемая литература |
22 марта 2013, |
1. Шапцев В.А. Информация. Информационные технологии: Актуальная точка зрения // Вестник ТюмГУ. – 2010. – № 6. – С. 188-197. 2. Информационная революция. history-names ... Читать полностью |
Информационное общество: определение и проблематика развития | |
22 марта 2013, | |
2.4. Проблематика, связанная с развитием информационного общества 2.4.1. «Глобальной проблемой XXIв. стало формирование принципиально нового пространства самоидентификации чело ... Читать полностью |
Информационное общество: модель и деловая среда |
22 марта 2013, |
Предыдущая статья 2.6. Модель информационного общества как вектор развития цивилизации Вектор – это упорядоченное множество величин, измеримых характеристик и т.п., ин ... Читать полностью |