Резюме к 2 главе
1. Знания (в компьютерной системе) – закодированные некото-рым образом сведения об объектах предметной области, их взаи-мосвязях и особенностях поведения, а также о способах решения задач. Эти сведения в условиях, характеризуемых некоторыми дан-ными, служат инструментом решения задач.
2. По характеру и трудности выявления и последующей фор-мализации знаний в компьютере их разделяют на два типа:
- знания 1-го рода (артикулируемые). Это знания, которые хо-рошо представляются в виде текстов. Они, соответственно, вопло-щены в разных учебниках, документах, технологических картах, ре-комендациях и т.п.;
- знания 2-го рода (неартикулируемые). Эти знания отражают индивидуальный опыт решения профессиональных задач, они труд-но формализуются и, как правило, непредставимы или труднопред-ставимы с помощью обычных текстов.
3. В зависимости от того, что характеризуют знания, они раз-деляются на фактуальные (декларативные, предметные знания) и процедурные (операционные).
4. Экспертная система - компьютерная система, которая акку-мулирует в себе знания специалистов - экспертов некоторой пред-метной области и на их основе решает заданный круг задач данной области подобно тому, как это делают эксперты. ЭС относится к ви-ду систем основанных на знаниях.
Кроме ЭС к таким системам относятся системы корпоративных знаний (корпоративные базы знаний).
5. По связи с реальным временем выделяют статические ЭС и динамические ЭС. Статические ЭС работают в областях, где знания и интерпретируемые данные не меняются во времени или период изменений достаточно большой. Динамические ЭС относятся к сис-темам реального времени. В прикладных задачах экономических ИС используются статические ЭС.
6. По используемым методам решения задач выделяют логи-ческие и логико-математические (гибридные или расчетно-логические) ЭС. Первые являются классическим примером систем, основанных на знаниях. В логико-математических ЭС кроме баз знаний могут использоваться математические, оптимизационные модели и вычислительные алгоритмы.
7. По типу решаемых задач выделяют классы ЭС:
- диагностические системы;
- системы классификации (распознавания);
- системы мониторинга;
- системы проектирования;
- системы планирования;
- системы прогнозирования;
- экспертные обучающие системы;
- запросно-ответные системы;
- системы управления;
- системы поддержки принятия решений.
8. В типовую структуру ЭС входят такие компоненты:
- база знаний;
- машина вывода (интерпретатор базы знаний);
- подсистема приобретения знаний;
подсистема объяснений;
рабочая память;
компонента взаимодействия (интеллектуальный интерфейс).
9. В процессах создания и эксплуатации ЭС выделяются сле-дующие основные участники:
- конечный пользователь;
- эксперт предметной области;
- инженер по знаниям;
- разработчик программного обеспечения (если ЭС создается не на базе готового инструмента – оболочки ЭС).
10. В процессе создания ЭС выделяют следующие основные этапы:
- идентификация;
- концептуализация;
- формализация;
- реализация, включая создание рабочего прототипа и созда-ние опытной версии системы;
- тестирования и опытной эксплуатации.
Вернуться:
2.4 СИСТЕМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ
Читать дальше:
Глава 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И ВЫВОД РЕШЕНИЙ В ИИС. 3.1. Модели представления знаний
Похожие статьи:
Рекомендации по содержанию, оформлению и представлению докладов-презентаций | |
22 марта 2013, | |
4.1. Содержание докладов Основой доклада студента магистратуры на семинаре являются определения (смысл) терминов, связанных с развитием информационного общества, его характерных свойств. Во все ... Читать полностью |
3.8 Ситуационный подход в представлении знаний и выводе решений. ч.4 |
26 июня 2012, |
Последний способ предполагает больший объем работы с экспертами. Он представляется весьма эффективным в случаях, когда пользователь не обладает необходимым резервом времени для выбора решения. И ... Читать полностью |
1.3. Понятие и особенности интеллектуальных информационных систем |
11 июля 2012, |
Названные области применения ИИС более близки для экономических ИС. Они не исчерпывают всех сфер применения технологий искусственного интеллекта. Можно вспомнить и такие направления, как ... Читать полностью |
4.3 Системы интеллектуального анализа данных. Извлечение знаний из данных. ч.2 |
25 июня 2012, |
Сравните с точки зрения наглядности и объяснимости два способа представления знаний, которые выявил компьютер на основе анализа результатов деятельности интернет-магазина (это еще одно пояснение те ... Читать полностью |
4.2 Приобретение знаний в СОЗ. ч.2 |
25 июня 2012, |
Активные методы извлечения знаний предполагают более активную, направляющую роль инженера по знаниям. Среди этих методов отметим следующие: - анкетирование. Этот метод считается наиболее стандарт ... Читать полностью |