Тема 5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС. Основные этапы процесса создания КИС на базе адаптируемых интегрированных систем. ч.2
2. Обследование бизнеса Заказчика
Основная задача – сформировать системное представление о бизнесе Заказчика, выявить основные нюансы протекания бизнес-процессов, их взаимосвязи с другими процессами.
Обследование не нацелено на вычисление показателей, оценку платежеспособности или рентабельности (что делают консалтинговые компании).
Обследование должно дать материал для оценки эффективности управленческо-организационных механизмов, способов ведения работ, выполнения бизнес-процессов, принятых схем учета, т.е. общей технологии работ. В результате обследования строится информационная модель «как есть», отражающая существующее положение дел на предприятии, проводится численная оценка основных критериев эффективности бизнес-процессов (например, хронометраж простоев или длительности выполнения функций). Здесь же выполняется обследование компьютерного парка предприятия и автоматизированных систем, эксплуатируемых на данном предприятии.
3. Проектирование модели бизнеса. На этом этапе выполняется комплекс работ по созданию модели «как должно быть»: разрабатываются, документируются и согласовываются с заказчиком предложения по оптимизации бизнес-процессов, реорганизации структуры управления и организации информационных потоков; разрабатывается информационное, организационное, правовое обеспечение.
Примечание: При построении модели «как должно быть» используются те же способы и средства моделирования, что и для модели «как есть». То есть – построение информационных моделей на обоих этапах выполняется с помощью одних и тех же выразительных средств (см. также тему 4), диаграмм
Здесь же:
выполняется описание ролей, обязанностей, полномочий –в Приложении к модели или в самой модели.
разрабатываются и согласуются с Заказчиком механизмы анализа, планирования, управления, контроля – в отдельном документе в приложении к модели – концептуальное описание принципов управления, контроля, планирования, послужившее основой для формирования той или иной формы протекания бизнес-процессов.
Видно, что по существу в на данном этапе разрабатывается основная часть организационного, информационного обеспечения будущей КИС.
4. Настройка адаптируемой системы на модель бизнеса – собственно адаптация системы к данной модели и данному предприятию, выбор необходимой конфигурации, настройка шаблонов и интерфейсов; при необходимости - разработка дополнительных модулей и подпрограмм, организация экспорта-импорта данных при наличии на предприятии других систем. Поскольку настройка системы осуществляется под нужды конкретного пользователя, то может возникнуть необходимость написания собственного руководства, а также документирования предложенной конфигурации.
(Возможности адаптации зависят и от конкретного программного продукта и от фирмы-производителя).
5. Технологическое внедрение - утановка программного обеспечения; тестирование; подключение периферии; обучение пользователей, опытная эксплуатация; при необходимости, - уточнение модели и настроенной КИС; экспорт или перенос данных; передача в плановую эксплуатацию.
6. Сопровождение и развитие – разработка новых модулей по заказу клиента; постановка новых версий; консультации по использованию; выезды специалистов для выполнения разовых работ и т.п.
Отметим, что на всех этапах могут проходить дополнительные консультации - привлечение при необходимости сторонних специалистов для консультации Заказчика по вопросам:
постановки управленческого учета;
бухгалтерского учета;
минимизации налогооблажения;
юридически-правовым нормам.
Примечание: Число и содержание этапов могут отличаться в зависимости от договоренности с Заказчиком, характера деятельности самой фирмы; возможностей предлагаемой системы. На практике средства автоматизации, бывает, внедряются в существующую модель бизнеса предприятия практически без ее изменения (правда, остается вопрос об эффективности такой автоматизации).
Читать дальше:
Тема 5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС. Оценка затрат и эффекта от внедрения КИС.