1.2. Понятие и особенности интеллектуальных информационных систем



Назовем некоторые области применения ИИС.

1. Решение проблем в диалоге с человеком. Человек сообщает сведения о текущей обстановке и решаемой задаче. Система уточняет , при необходимости, нужные ей сведения, и выдает решение проблемы так, как это бы мог сделать высококвалифицированный специалист – эксперт в этой области. Отсюда и название таких систем – экспертные системы (ЭС). К числу рассматриваемых проблем относятся такие, как диагностика заболеваний, диагностика неисправностей и рекомендации по их устранению, анализ финансовых показателей, рекомендации по действиям в сложившихся условиях и т.п.

2. Интеллектуальный поиск информации. В современных ИС объемы информации все более и более разрастаются. В корпоративных ИС информация может храниться в разных местах, в разном виде и различных форматах. А для принятия решений может потребоваться и поиск, выходящий за границы собственно КИС. Интеллектуализация поиска становится одним из актуальных направления развития ИС. Здесь можно отметить семантический поиск (поиск документов, близких по смыслу к данному документу или запросу), контекстно-зависимый поиск (поиск документов, нужных в сложившей ситуации); персонализированный поиск (поиск документов с учетом накопленных знаний о пользователе, его предпочтениях и интересах).

3. Поддержка принятия (исполнения) решений. Интеллектуализация процессов автоматизированного принятия решений связана с возможностью генерации компьютером альтернатив действий (в том числе, с учетом потребностей и предпочтений лица , принимающего решения),   выработкой рекомендаций и планов по реализации решений с учетом имеющихся ресурсов, а также отслеживанием процессов реализации решений с анализом их качества. Системы работающие в данной области, получили название интеллектуальных систем поддержки принятия (исполнения) решений, советующих систем.

4. Интерпретация (объяснение), анализ данных и текстов, прогнозирование. Эта область деятельности связана с исследованием данных и текстов как в самих ИС, так и в глобальных телекоммуникационных сетях. Интеллектуализация состоит в выявлении знаний, связей между данными; созданием обобщенных характеристик, портретов тех или иных объектов и выявлении взаимосвязей между объектами, на этой основе объяснение поведения объектов и/или прогнозирование процессов. В данной области известны такие названия систем и технологий, как Data Mining, Text Minig, Web Mining и др.

5. Распознавание образов. Задача распознавания состоит в отнесении объекта к тому или иному классу – образу. Наиболее актуальным для ИИС является распознавание визуальных образов (печатных, рукописных знаков и символов, текстов) , а также аудиобразов. Все это необходимо для автоматизации ввода данных в информационную систему (например, считывание рукописных текстов, перевод данных из табличных форм), а также для «бесклавиатурного» общения человека с компьютером. К наиболее известным представителям такого типа систем относятся системы оптического распознавания символов, обеспечивающие оцифровку и представление в компьютере текстов, написанных на бумаге.

6. Управление знаниями. Обучение. Организация сбора, хранения и последующего использования корпоративных знаний относится к одному из современных направлений развития корпоративных систем.

Повышение сложности профессиональных задач, как следствие повышение требований к квалификации персонала и трудности подготовки высококвалифицированных опытных кадров привели к естественному желанию сохранять знания специалистов, опыт решения проблемных задач и сделать их доступными для работников предприятия.

Эти задачи призваны решать корпоративные базы знаний (КБЗ), идея которых получает все большее развитие, особенно, в передовых компаниях. В настоящее время не определена общая технология создания и использования КБЗ, скорее, имеется некоторая концепция сохранения и использования знаний корпорации. На предприятиях эти знания могут быть представлены с помощью информационно-поисковых, в частности, гипертекстовых систем, ситуационных советующих систем, интегрироваться с базами данных и содержать в себе описания проблем и возможных решений, актуальную документацию, выполненные проекты, технологии и т.п. Отметим, что создание КБЗ преследует и такую цель, как устранение зависимости предприятия от отдельных специалистов, приобретших уникальный опыт решения проблемных задач в данной области и имеющих знания, отсутствующие в учебниках, методических и  технических материалах.

Одним из направлений использования КБЗ становится корпоративное обучение. Однако проблематика интеллектуализации обучения выходит за рамки КБЗ. В интеллектуальных обучающих системах (ИОС)  возможно использование компонентов экспертных систем, которые позволяют продемонстрировать обучаемому способы решения тех или иных профессиональных задач. Другим направлением  является интеллектуализация алгоритмов планирования обучения, контроля знаний и выдачи обучающих воздействий. Если в первом случае система имитирует эксперта предметной области при решении задач, то во втором направлении она воспроизводит преподавателя, управляющего процессом обучения.

Читать дальше:

1.3. Понятие и особенности интеллектуальных информационных систем





Похожие статьи:

Резюме к 1 главе
11 июля 2012,
1. Интеллектуальная информационная система (ИИС) -  компьютеризированная система  сбора, хранения, обработки, представления информации, работа которой основывается на имитации (воспро ... Читать полностью

Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах
05 июня 2012,
Примечание: материал данной темы является вводным знакомством с интеллектуальными технологиями, которые более подробно рассматриваются в курсе «Интеллектуальные информационные системы». ... Читать полностью

Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах. Технологии распознавания образов и понимания текстов.
05 июня 2012,
Распознавание образов в ЭИС применяется, в частности, для “узнавания” рукописных и машинописных символов и автоматизации ввода их в ЭВМ. Примером может быть система распознавания банков ... Читать полностью

Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Понятие и содержание жизненного цикла ЭИС. ч.3
01 июня 2012,
Понятие информационного моделирования При создании любой серьезной программной системы и ЭИС, в частности, на этапах анализа и синтеза разрабатываются и используются различные информационные моде ... Читать полностью

Тема 1. Основы систем управления предприятиями. Общее понятие системы. ч.1
06 мая 2012,
Среди многообразия различных по назначению информационных систем (ИС) важное место занимают автоматизированные ИС, предназначенные для решения разного рода задач управления экономическими объектами ... Читать полностью