Рекомендовано:
Робот - мойщик окон

Это, на самом деле, крутая штука
ЗДЕСЬ


1.2. Понятие и особенности интеллектуальных информационных систем



Назовем некоторые области применения ИИС.

1. Решение проблем в диалоге с человеком. Человек сообщает сведения о текущей обстановке и решаемой задаче. Система уточняет , при необходимости, нужные ей сведения, и выдает решение проблемы так, как это бы мог сделать высококвалифицированный специалист – эксперт в этой области. Отсюда и название таких систем – экспертные системы (ЭС). К числу рассматриваемых проблем относятся такие, как диагностика заболеваний, диагностика неисправностей и рекомендации по их устранению, анализ финансовых показателей, рекомендации по действиям в сложившихся условиях и т.п.

2. Интеллектуальный поиск информации. В современных ИС объемы информации все более и более разрастаются. В корпоративных ИС информация может храниться в разных местах, в разном виде и различных форматах. А для принятия решений может потребоваться и поиск, выходящий за границы собственно КИС. Интеллектуализация поиска становится одним из актуальных направления развития ИС. Здесь можно отметить семантический поиск (поиск документов, близких по смыслу к данному документу или запросу), контекстно-зависимый поиск (поиск документов, нужных в сложившей ситуации); персонализированный поиск (поиск документов с учетом накопленных знаний о пользователе, его предпочтениях и интересах).

3. Поддержка принятия (исполнения) решений. Интеллектуализация процессов автоматизированного принятия решений связана с возможностью генерации компьютером альтернатив действий (в том числе, с учетом потребностей и предпочтений лица , принимающего решения),   выработкой рекомендаций и планов по реализации решений с учетом имеющихся ресурсов, а также отслеживанием процессов реализации решений с анализом их качества. Системы работающие в данной области, получили название интеллектуальных систем поддержки принятия (исполнения) решений, советующих систем.

4. Интерпретация (объяснение), анализ данных и текстов, прогнозирование. Эта область деятельности связана с исследованием данных и текстов как в самих ИС, так и в глобальных телекоммуникационных сетях. Интеллектуализация состоит в выявлении знаний, связей между данными; созданием обобщенных характеристик, портретов тех или иных объектов и выявлении взаимосвязей между объектами, на этой основе объяснение поведения объектов и/или прогнозирование процессов. В данной области известны такие названия систем и технологий, как Data Mining, Text Minig, Web Mining и др.

5. Распознавание образов. Задача распознавания состоит в отнесении объекта к тому или иному классу – образу. Наиболее актуальным для ИИС является распознавание визуальных образов (печатных, рукописных знаков и символов, текстов) , а также аудиобразов. Все это необходимо для автоматизации ввода данных в информационную систему (например, считывание рукописных текстов, перевод данных из табличных форм), а также для «бесклавиатурного» общения человека с компьютером. К наиболее известным представителям такого типа систем относятся системы оптического распознавания символов, обеспечивающие оцифровку и представление в компьютере текстов, написанных на бумаге.

6. Управление знаниями. Обучение. Организация сбора, хранения и последующего использования корпоративных знаний относится к одному из современных направлений развития корпоративных систем.

Повышение сложности профессиональных задач, как следствие повышение требований к квалификации персонала и трудности подготовки высококвалифицированных опытных кадров привели к естественному желанию сохранять знания специалистов, опыт решения проблемных задач и сделать их доступными для работников предприятия.

Эти задачи призваны решать корпоративные базы знаний (КБЗ), идея которых получает все большее развитие, особенно, в передовых компаниях. В настоящее время не определена общая технология создания и использования КБЗ, скорее, имеется некоторая концепция сохранения и использования знаний корпорации. На предприятиях эти знания могут быть представлены с помощью информационно-поисковых, в частности, гипертекстовых систем, ситуационных советующих систем, интегрироваться с базами данных и содержать в себе описания проблем и возможных решений, актуальную документацию, выполненные проекты, технологии и т.п. Отметим, что создание КБЗ преследует и такую цель, как устранение зависимости предприятия от отдельных специалистов, приобретших уникальный опыт решения проблемных задач в данной области и имеющих знания, отсутствующие в учебниках, методических и  технических материалах.

Одним из направлений использования КБЗ становится корпоративное обучение. Однако проблематика интеллектуализации обучения выходит за рамки КБЗ. В интеллектуальных обучающих системах (ИОС)  возможно использование компонентов экспертных систем, которые позволяют продемонстрировать обучаемому способы решения тех или иных профессиональных задач. Другим направлением  является интеллектуализация алгоритмов планирования обучения, контроля знаний и выдачи обучающих воздействий. Если в первом случае система имитирует эксперта предметной области при решении задач, то во втором направлении она воспроизводит преподавателя, управляющего процессом обучения.

Читать дальше:

1.3. Понятие и особенности интеллектуальных информационных систем





Похожие статьи:

Резюме к 1 главе
11 июля 2012,
1. Интеллектуальная информационная система (ИИС) -  компьютеризированная система  сбора, хранения, обработки, представления информации, работа которой основывается на имитации (воспро ... Читать полностью

Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах
05 июня 2012,
Примечание: материал данной темы является вводным знакомством с интеллектуальными технологиями, которые более подробно рассматриваются в курсе «Интеллектуальные информационные системы». ... Читать полностью

Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах. Технологии распознавания образов и понимания текстов.
05 июня 2012,
Распознавание образов в ЭИС применяется, в частности, для “узнавания” рукописных и машинописных символов и автоматизации ввода их в ЭВМ. Примером может быть система распознавания банков ... Читать полностью

Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Понятие и содержание жизненного цикла ЭИС. ч.3
01 июня 2012,
Понятие информационного моделирования При создании любой серьезной программной системы и ЭИС, в частности, на этапах анализа и синтеза разрабатываются и используются различные информационные моде ... Читать полностью

Тема 5. Комплексная автоматизация управления предприятием. Корпоративные ЭИС. Анализ подходов к построению КИС. ч.2
03 июня 2012,
Использование заказных систем предполагает обращение к фирме, коллективу специалистов с заказом на разработку собственного, оригинального программного продукта. Потенциально, этот подход характериз ... Читать полностью