3.4 Байесова модель. ч.1
Эта модель может рассматриваться как та же модель продукций, но основанная на несколько ином понятийном аппарате. Фактически формула Байеса дает нам еще один способ для представления и обработки неопределенности в продукционных системах.
Разрабатывая вместе с экспертом концептуальную модель предметной области, инженер по знаниям может увидеть, что эта ПО хорошо описывается в терминах событий, вероятностей событий, а также причинно-следственных взаимосвязей между ними.
Например, в этих терминах может быть описана задача поиска причин неисправностей (задача диагностики). Так, отказ технической системы – событие А может быть следствием каких-то внутренних или внешних событий Н – отказов подсистем или воздействий извне. В терминах продукционной модели мы могли бы записать:
Если Н, То А,
т.е. если происходит событие Н (например, отказ системы подачи топлива в автомобиле), то произойдет и событие А (отказ самого автомобиля).
В более общем случае не все так однозначно, т.е. в БЗ нужно отразить степень возможности того, что за Н последует А. Для этого как раз и может пригодиться теория вероятностей и, в частности, формула Байеса из этой теории.
Пусть есть два события Н и не:Н, которые очевидно составляют полную группу событий (хотя бы одно из них происходит, т.е. суммарная вероятность равна 1) и несовместны, т.е не могут произойти одновременно. Формула полной вероятности события А:
Р (А) = Р(Н)Р(А/Н) + Р(не:Н)Р(А/не:Н),
Р(Н) + Р(не:Н) = 1,
где Р(Н), Р(не:Н) – априорная вероятность событий Н и не:Н соответственно;
Р(А/Н), Р(А/не:Н) – условные вероятности того, что в результате Н произойдет А или в результате не:Н произойдет А.
В задаче диагностики А уже произошло (наблюдается отказ автомобиля), и мы ищем причину – произошло А по вине Н (отказ топливной системы) или по какой-то иной причине, т.е. не:Н.
На помощь может прийти формула Байеса и некоторые данные. Эта формула позволяет оценить апостериорные (после опытные) вероятности причин, в нашем случае Н и не:Н.
Если Р(Н) > Р(не:Н), то более вероятной причиной отказа автомобиля считается топливная система, в противном случае причину нужно искать в другом месте.
Читать дальше:
Похожие статьи:
3.3 Представление и обработка неопределенности в продукционных системах |
11 июля 2012, |
В реальных условиях далеко не всегда эксперт может с полной уверенностью сказать, что «Если А, То B». Скорее всего при работе вместе с инженером по знаниям над заполнением&nbs ... Читать полностью |
Тема 4. Информационное моделирование предметной области при построении ЭИС. Понятие и содержание жизненного цикла ЭИС. ч.4 |
01 июня 2012, |
На уровне концептуального моделирования выделяются основные понятия ПО и взаимосвязи между ними. В результате формируется наименее формализованное представление ПО, которое пока не связывается с са ... Читать полностью |
Тема 4. Информационное моделирования при построении ИПС. Информационное моделирование при построении АСУ. ч.2 |
02 июня 2012, |
При построении и внедрении АСУ на предприятии на этапах обследования и оптимизации бизнес-процессов (подробнее про этапы – см. тему 5) строятся две информационные модели (рис.4.7): ... Читать полностью |
3.3. Функциональные и структурные математические модели |
28 марта 2012, |
3.3. Функциональные и структурные математические модели Математическая модель, записанная в виде (3.5), (3.6) или (3.7), т.е. с помощью выражений, показывающих выходные реакции системы на вход ... Читать полностью |
Тема 4. Информационное моделирования при построении ИПС. Гипертекстовые ИПС. ч.2 |
02 июня 2012, |
Пример. Пусть гипертекст предназначен для описания темы «Производство апельсинов» (сюжет – Карякин Ю.Е. ). Можно ввести несколько важных отношений, которые будут связывать межд ... Читать полностью |