2.2. СИСТЕМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ
По связи с реальным временем выделяют статические ЭС и динамические ЭС. Статические ЭС работают в областях, где знания и интерпретируемые данные не меняются во времени или период изменений достаточно большой. Динамические ЭС относятся к системам реального времени, они работают с динамическими данными, поступающими от датчиков реальных процессов и используются для задач , как правило, связанным с управлением техническими, организационно-техническими системами, где скорость протекания процессов достаточно большая. Можно сказать, что динамические ЭС не являются классическими ЭС, которые изначально появились именно как инструмент решения задач в диалоге с человеком [18], когда имеется достаточный запас времени для такого диалога.
По степени интеграции в другие ИС выделяют автономные и интегрированные ЭС. Первые представляют собой систему, которая воплощает в себе концепцию автоматизированного рабочего места. Интегрированные встраиваются в более крупные ИС, используют для своей работы иные пакеты программы из состава этой ИС, а также ее данные для вывода решений.
По используемым методам решения задач выделяют логические и логико-математические (гибридные или расчетно-логические) ЭС. Первые являются классическим примером систем, основанных на знаниях. Вторые стали ответом на расширяющиеся потребности, которые возникают, в частности в интегрированных системах, а также при поддержке принятия решений, когда необходимы не только знания экспертов, но и математические обоснования. В логико-математических ЭС кроме экспертных знаний используются математические, оптимизационные модели и вычислительные алгоритмы.
Наконец, можно выделить виды ЭС по типу решаемых задач. Это:
- диагностические системы (выявление неисправностей и их возможных причин);
- системы классификации (распознавания). В них знания экспертов используются для анализа данных и отнесения объектов или процессов к тем или иным классам. В частности, такого рода системы могут выявлять опасные ситуации, обнаруживать нежелательные объекты, выявлять коммерчески выгодные проекты;
- системы мониторинга (отслеживание в реальном времени параметров процессов с выявлением и сигнализацией нежелательных отклонений);
- системы проектирования (определение спецификаций объектов или процессов, «сборка» систем из отдельных компонентов);
- системы планирования (создание и реализация планов выполнения мероприятий, состоящих из множества действий с увязкой требуемых ресурсов и сроков выполнения);
- системы прогнозирования (предсказание фактов, событий, значений некоторых параметров на основе имеющихся знаний и сведений о текущей или предполагаемой обстановке);
- экспертные обучающие системы. Знания экспертов используются для демонстрации решений, получаемых в данной задаче экспертами. Возможно также применение иных экспертных знаний – дидактических, с помощью которых формируются индивидуальные траектории обучения, генерируются индивидуальные задания обучаемому, диагностируется его уровень подготовленности;
- запросно-ответные системы (советующие, поисковые системы, где знания экспертов используются для поиска документов в больших информационных хранилищах и/или поиска и отбора иных объектов из множества имеющихся);
- системы управления (генерация управляющих воздействий на основе экспертных знаний);
- системы поддержки принятия решений (СППР). ЭС в классическом их представлении являются системами, которые помогают пользователю решить некоторую задачу примерно так, как это мог бы делать специалист – эксперт в данной области. Пользователь ЭС рассматривается как специалист, которому нужна помощь более опытного эксперта при решении той или иной задачи. Эти системы могут отвечать на вопросы, выступать с советами или выполнять некоторые наборы действий и делать выводы, примерно так, как это бы делал эксперт.
В СППР пользователем является лицо, принимающее решение (ЛПР), т.е. облеченный определенными полномочиями руководитель (его представитель или коллектив специалистов). Здесь также присутствуют знания эксперта (экспертов), которые используются для генерации и анализа альтернатив. В то же время СППР учитывают также предпочтения и приоритеты ЛПР (т.е. знания о ЛПР, от него же самого и полученные). Работа с СППР может быть многоциклической – когда в диалоге ЛПР и компьютера рассматриваются разные альтернативы , изменяются предпочтения ЛПР, находится компромисс между желаемыми и возможным.
Читать дальше:
Похожие статьи:
Резюме к 2 главе |
11 июля 2012, |
1. Знания (в компьютерной системе) – закодированные некото-рым образом сведения об объектах предметной области, их взаи-мосвязях и особенностях поведения, а также о способах решения задач. Эт ... Читать полностью |
Резюме к 1 главе |
11 июля 2012, |
1. Интеллектуальная информационная система (ИИС) - компьютеризированная система сбора, хранения, обработки, представления информации, работа которой основывается на имитации (воспро ... Читать полностью |
2.1. СИСТЕМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ |
11 июля 2012, |
В литературе существуют разные определения термина «знание» [2, 3, 11, 13, 18 и др.] . Есть и определения энциклопедические. Следует иметь ввиду, что речь идет не о знаниях во ... Читать полностью |
1.3. Понятие и особенности интеллектуальных информационных систем |
11 июля 2012, |
Названные области применения ИИС более близки для экономических ИС. Они не исчерпывают всех сфер применения технологий искусственного интеллекта. Можно вспомнить и такие направления, как ... Читать полностью |
2.3 СИСТЕМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЗНАНИЯХ |
11 июля 2012, |
Примеры промышленных реализаций названных классов ЭС можно найти в литературе [3, 11, 18]. Типовая структура ЭС представлена следующими блоками (см. рисунок 3): - база знаний (БЗ). Под ... Читать полностью |