Инновации и подготовка ит-специалистов: как удовлетворить современным требованиям?
Важность постоянного обучения ИТ-специалистов, занимающихся разработкой и внедрением информационных систем, стала сегодня очевидной и для специалистов в области образования, и для самих ИТ-профессионалов.
Им необходимо знать, как добиться удовлетворения различных требований пользователей, уметь достигать баланса между эффективностью и жесткими сроками, широтой функциональных возможностей и низкой ценой, многообразием потребностей пользователей и функциональными ограничениями архитектур и при этом постоянно повышать свою квалификацию.
Несмотря на экономический кризис 2008-2010 годов и последовавшее за ним сокращение числа рабочих мест, высококвалифицированных ИТ-специалистов по-прежнему не хватает.
Разрыв между числом рабочих мест и количеством квалифицированных сотрудников требует от системы образования подготовки выпускников высших учебных заведений на таком уровне, чтобы они могли приступить к производственной деятельности немедленно после получения диплома. По мнению большинства работодателей качественно подготовленные ИТ-специалисты должны знать вполне конкретные системы и технологии, уметь решать с их помощью достаточно утилитарные практические задачи.
Проблема усугубляется динамично развивающимися технологиями, быстро меняющимся спросом на ИТ-специалистов и требований, которые к ним предъявляются.
Так, если три-пять лет назад модно было говорить о крупных ERP-системах, и на рынке труда были особенно востребованы разработчики, консультанты и специалисты по их внедрению, то сегодня более популярны специалисты в области интернет-продвижения, CRM-систем, специалисты по защите данных.
В то же время, для получения навыков и знаний, отличающих действительно высококвалифицированного ИТ-специалиста, способного к дальнейшему успешному освоению (и, возможно, созданию) новых видов деятельности и технологий, требуется фундаментальная университетская подготовка. Университеты издавна были не только местом подготовки кадров для производства, но центром рождения новых знаний и технологий. Неслучайно, задачи инновационного развития любой страны связывают именно с университетским образованием.
В этом смысле узкоспециальная направленность образовательных программ, ориентированная на изучение конкретных систем и технологий, которые сегодня распространены на рынке, противоречит идеям университетского образования.
Изменять коренным образом основные образовательные программы в угоду быстро меняющимся требованиям рынка не только затруднительно, но и зачастую нецелесообразно. Более разумным является поиск компромисса за счет:
- соблюдения баланса между фундаментальной и узкоспециальной подготовкой ИТ-специалиста. При этом фундаментальная подготовка должна обеспечивать базовые стратегии деятельности и способность к дальнейшему и быстрому освоению технологий решения узкоспециальных задач;
- применения методов активного обучения (case-study, проектное обучение и др.) как при освоении базовых дисциплин фундаментальной подготовки, так и при освоении узкоспециальных дисциплин;
- более широкого внедрения в учебные планы подготовки ИТ- специалистов дисциплин, направленных на изучение методов системного анализа и поиска решений, управления проектами, знакомство с современными технологиями из смежных областей, основ предпринимательской деятельности (наряду с использованием интерактивных методов в изучении этих дисциплин);
- привлечения представителей бизнес-сообщества, действующих ИТ-специалистов, ИТ-директоров для проведения ознакомительных лекций и семинаров;
- повышения уровня творческой самостоятельности обучающихся за счет сокращения обязательных часов аудиторных занятий, реализации индивидуальных траекторий набора персонального рейтинга и зачетных единиц;
- развитие дополнительных образовательных программ (краткосрочных и среднесрочных), позволяющих получать востребованные на рынке квалификации параллельно с освоением основной образовательной программы;
- создание системы повышения квалификации ИТ-специалиста после вузовского образования, оперативно отвечающей динамичным требованиям рынка руда.
В Тюменском государственном университете, помимо использования российских стандартов, существует опыт применения «Computing Curricula». Полагаем, что своевременное внедрение этих рекомендаций в полном объеме в высших учебных заведениях даст дополнительный шанс ускоренными темпами развивать российскую IT-индустрию.
В целом в России, с учетом возрастающей роли новых информационных технологий для развития образования, науки, практики, экономики, должна быть модернизирована система подготовки специалистов в этой сфере. В частности, задачами модернизации могли бы стать: обеспечение соответствия подготовки высшей школы международным рекомендациям по объему знаний для базового IT-образования по стандартам «Computing Curricula» на основе сохранения традиций российского университетского образования в углубленной, целенаправленной математической подготовке, составляющей основу качественности и фундаментальности профессионального IT-образования; обеспечение возможности интеграции российского образования в области IT в международную образовательную систему и выхода на международный рынок образовательных услуг; формирование учебно-методической, научной и информационной инфраструктуры для функционирования и развития системы IT-образования.
Приоритетное внимание в нынешних условиях должно быть направлено на необходимость опережающего формирования инфраструктуры инновационного образования. Сегодня есть настоятельная необходимость обществу и государству принять серьезные меры по сохранению и расширенному воспроизводству интеллектуальной элиты.
Глухих И.Н., Карякин Ю.Е.
Опубликовано в книге: От инноваций к качеству образования: Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2011.
Похожие статьи:
ИТ-консалтинг: образование в контексте контакта вуз-предприятие |
29 мая 2014, |
23-25 мая 2014 в Тюменском государственном университете - ведущем вузе региона по подготовке кадров для ИТ отрасли - проходила Всеройссийская научно-практическая конференция «Математика ... Читать полностью |
О формировании инновационной образовательной среды в институте математики, естественных наук и информационных технологий |
20 мая 2013, |
Институт математики, естественных наук и информационных технологий (ИМЕНИТ) образован в Тюменском государственном университете весной 2011 года. Объединив в себе крупные учебные подразделения униве ... Читать полностью |
Тема 1. Информация в экономических информационных системах Управление в организационно-экономических системах ч.3 |
06 мая 2012, |
Рис.1.4. Фазы управления предприятием Подобные решения в общем случае называют управленческими решениями. Коротко говоря, принятие решения есть процесс выбора среди множества возмож ... Читать полностью |
4.2 Приобретение знаний в СОЗ. ч.2 |
25 июня 2012, |
Активные методы извлечения знаний предполагают более активную, направляющую роль инженера по знаниям. Среди этих методов отметим следующие: - анкетирование. Этот метод считается наиболее стандарт ... Читать полностью |
Тема 6. Интеллектуальные технологии в экономических информационных системах. Технологии систем, основанных на знаниях (СОЗ). ч.4 |
05 июня 2012, |
Общий процесс вывода решения в ситуационной системе может быть представлен следующими этапами: - идентификация текущей ситуации (т.е. оценивание значений ее параметров); - сравнение текущей сит ... Читать полностью |